Процессы, которые сейчас идут в странах Средней Азии, нервируют российское руководство. Запад начал активно воздействовать на местные элиты с целью вырастить из них отчаянных противников России. На Украине это получилось и привело к тому, что Москва была вынуждена превентивно позаботиться о своей безопасности. Подобный сценарий раскручивается сейчас в Казахстане, Киргизии, Узбекистане. Известный экономист Михаил Хазин в интервью Роману Уланову объяснил, к чему приведет такая политика национальных элит.
Хазин объяснил, в чем сущность современного кризисного момента, который переживают страны Запада, и чем это грозит остальным государствам, которые, вроде бы, пытаются лавировать и сохранять «нейтралитет».
Теория кризиса говорит четко: все страны, в которых было сверхопотребление, должны от него уйти. СССР ушел в свое время. Китай и США уходят сейчас. Если смотреть по советской шкале, у них сейчас 1991 год, рассуждает Хазин. Только за последние тридцать лет масштаб спада значительно вырос. Мнение о том, что потребление можно наращивать бесконечно, ошибочно. И это создает проблемы для стран, которые не могут вести самостоятельную политику. И страны среднеазиатские страны рискуют получить именно такой статус.
Сейчас Великобритания приводит титанические усилия чтобы раскачать те страны, которые находятся на периферии России – Азербайджан, Армению, Турцию, Казахстан, Киргизию. Если у них получится, то это будет очень дорого стоить этим странам.
«Я думаю, что некоторым из них невозможно будет сохранится. Но это выбор тех элит и поделать тут ничего нельзя. Ожидать что-то хорошее от американцев и англичан? Посмотрите, что они сделали с Израилем и Газой… Те, кто дружен с Россией, остались все. А те, кто был с Китаем или Западом – где они?», - замечает Михаил Хазин.
Какой план у Казахстана сегодня? – задается вопросом экономист. У Назарбаева был план. Когда у вас есть много углеводородов, есть два варианта: когда прибыль от них будете получать вы, и когда вы ее не увидите, ее будет получать другой. Есть немало стран, которые не имеют прибыли от продажи своих углеводородов, и говорить об их самостоятельности и суверенитете не приходится. Подавляющее большинство месторождений нефти в Казахстане принадлежит или китайцам, или англичанам.
Кстати, перед Путиным в начале его пути стояла такая же проблема. Путин отобрал все месторождения, которые по соглашениям о разделе продукции – это было форменное воровство. Он много чего сделал. Но еще много предстоит сделать – забрать тот же самый Центральный банк. Россия постепенно избавляется от этой зависимости. А в Казахстане вместо этого выращивают манкуртов – людей, которые не знают своего прошлого, и пытаются готовить резню.
И если в России такая политика сейчас сильно затруднена, медленно идет тенденция к улучшению ситуации. А в Казахстане, наоборот, идет ухудшение. И люди вместо того, чтобы бороться с этим, уезжают, в ту же Россию.
Хазин обратил внимание и на другую проблему – рост исламского фундаментализма в некоторых южных регионах Казахстана. Этот фактор попытались использовать несколько лет назад при попытке госпереворота в Казахстане. Но тогда на помощь пришла Россия и страны ОДКБ.
«Люди серьезные уже тогда говорили, что удержать юг Казахстана Астана не сможет, потому что удержать исламскую волну очень сложно. Я разговаривал с близким окружением Назарбаева, и они говорили, если начнется заваруха, юг придется отдать. И кто ее будет удерживать. Сколько продержится армия Казахстана после атаки с юга? Ну, три недели, а дальше что? Должна прийти российская армия? Но придет ли она?», - задается вопросом Хазин.
Сегодня в Казахстане активно развивается русофобия, школьников в усиленно заставляют смотреть выдуманные фильмы про, якобы, геноцид казахов, голодомор. Зачем они это делают? И то, что такая политика будет стоить страны, это наверняка.
Эту картинку разыгрывали и раньше. Но Назарбаев понимал всю опасность такой политики. Да, у Назарбаева были определенные проблемы с родственниками. Но сейчас их активы отобрали для чего, для народа? Для страны? Или для белых людей в Лондоне? Их цели совершенно банальные: с каких это пор какие-то дикари, которые бегают по пустыне, должны иметь право на нефть и газ, которые должны принадлежать белым людям в Лондоне?!
В чем была основная проблема России? СССР в 70 годы выиграл соревнование двух систем. И Запад начинал понимать, что все, конец. Там рассчитали, что если СССР будет действовать малыми шагами, то у Запада шансов нет. И они придумали двухходовку. Первуая6 переманить на свою сторону Китай и выйти из кризиса. Это сделал Никсон. А вторая – ее сделала команда Рейгана – они объяснили политическому руководству СССР, что не нужно спешить. И руководство СССР, вместо того, чтобы формировать развитие, пошло на уступки.
Но сегодня западная модель рассыпается, хотя ее «аппарат» будет работать еще довольно долго. И эту работу мы видим в Казахстане.
«Я не понимаю, что хочет нынешняя казахстанская элита. Своровать денег и сбежать в Лондон? Но там денег не отдадут. Или быть в роли уйгуров, если Китай «победит»? Насколько думает казахстанское руководство? На два-три месяца вперед?», - рассуждает экономист.
У Казахстана во взаимоотношениях с Россией всегда было преимущество: рынок Казахстана для России очень маленький, а российский рынок для Казахстана – очень большой. И прибыль от этого получал малый и средний бизнес. А вот высшие элитные группировки прибыли от этого не видели.
С точки зрения Китая и Лондона и Вашингтона мнение казахов никому не интересно, а Россия всегда говорила: если казахи скажут свое слово, как единая нация, оно будет в Москве услышано и принято.
Но здесь главное в другом - способны ли местные национальные элиты это понять!
Правила комментирования
comments powered by Disqus