При анализе внешней политики Советского Союза в подавляющем большинстве исследований страна рассматривается как единое целое, где решения принимаются исключительно центром — в Москве. Однако после Второй мировой войны СССР активно использовал опыт советской Центральной Азии для распространения выгодных нарративов о себе среди других стран, особенно в Азии. Профессор Национального университета Чонбук (Республика Корея), исследователь истории России и СССР Борам Шин в своей статье изучает роль деятелей культуры из ЦА в культурной дипломатии СССР в поздний сталинский период. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Центральноазиатская делегация на Межазиатской конференции в Нью-Дели в 1947 году
Конференция по межазиатским отношениям в Нью-Дели — это практически первое официальное международное мероприятие, в котором делегации советских республик представляли как СССР в целом, так и свои республики в отдельности. На той конференции делегации стран Азии обсуждали вопросы послевоенного мироустройства на континенте, автономии (в том числе культурной) и модернизации.
В первую очередь делегации республик были нужны для распространения антиколониальных нарративов и антиимпериалистической солидарности в Азии. Делегаты рассказывали о том невероятном прогрессе, которого им удалось добиться за такой небольшой срок. Они отмечали темпы модернизации и, что наиболее важно в данном контексте, культурно-гуманитарное развитие, особенно повышение грамотности и образованности населения.
В частности, казахская делегация отмечала тот факт, что до революции у них не было ни одного института или университета, а теперь у них 23 института, сотни колледжей, собственная академия наук, 1200 ученых и полностью образованное и грамотное население.
Однако к конкретным результатам конференция не привела. Сложность заключалась в проблемах адаптации центральноазиатского опыта развития в других странах Азии. Кроме того, на опыт ЦА смотрели со скепсисом по причине фактора зависимости процессов развития от Москвы. В свою очередь советская делегация в своем отчете также выражала разочарование из-за недостаточного интереса к советскому опыту.
Труды центральноазиатских поэтов и писателей как пример культурной дипломатии
Деятели культуры из республик ЦА восхваляли советские идеи не только своими речами на международных конференциях (эта практика еще получит продолжение), но и в своих произведениях. Так, среди таджикской делегации на Межазиатской конференции присутствовал знаменитый поэт Мирзо Турсунзаде. Впечатления от поездки в Индию легли в основу цикла его стихов «Индийская баллада».
В своих произведениях он восхваляет природу и красоту Индии, указывает на угнетенное прошлое индийского народа и долгожданное освобождение. Но в то же время Турсунзаде не раз делает акцент на необходимости освобождения от еще одного угнетающего явления — кастовой системы, которая подвергается им жесткой критике.
В одном из стихов в виде диалога он голосом простого индийского жителя выражает надежду на то, что их общество достигнет такого же уровня свободы и равенства, как на родине поэта.
Другим ярким примером являются произведения узбекского поэта и писателя Айбека (Муса Ташмухамедов), который также посещал Индию и Пакистан. В своем произведении «Пакистанские впечатления» Айбек вспоминает и восхваляет этап истории Южной Азии, когда она была центром культурного притяжения, в том числе для великих представителей Средней Азии. Он выделяет контраст между тем периодом и колониальной эпохой, подчеркивая ущерб, нанесенный региону со стороны империалистов.
Эти два выдающихся деятеля культуры были одними из первых центральноазиатских неформальных (культурных) дипломатов СССР за рубежом. В своих произведениях они в том числе обращаются к внешней аудитории и предпринимают попытки повлиять на международный дискурс в интересах своей страны. В дальнейшем, в том числе после смерти И. В. Сталина, подобная практика будет еще больше расширяться.
Правила комментирования
comments powered by Disqus