Комитет нацбезопасности Казахстана «накрыл» 3 января возле Алматы лабораторию по производству синтетических наркотиков. Чекисты изъяли в тот день 30 килограммов наркотика «альфа-PVP», а кроме него — больше 5 тонн прекурсоров. В лаборатории также задержали двух граждан Украины. Наркотики же, по данным КНБ, задержанные собирались продавать через Интернет в самом Казахстане.
Противоестественный отбор
В Казахстане украинцев на производстве и продаже синтетической «дури» ловят не впервые. Поэтому возникает резонный вопрос: что это — обычный наркобизнес или спецоперация украинских спецслужб? Ну а конечной целью этой спецоперации может быть все, что угодно: от пополнения внебюджетных фондов СБУ или военной разведки Украины до зарабатывания денег на оплату поставок оружия и боеприпасов США и другим странам НАТО.
В июле 2020 года полиция нашла в поселке Аксуат Теректинского района Западно-Казахстанской области частный дом, переоборудованный под нарколабораторию. Нагрянув туда с обыском, полицейские нашли 120 тысяч доз синтетических наркотиков, из которых 11,4 килограмма пришлись на мефедрон, а 8,1 килограмма — на пировалирион. Цена этого товара на «черном рынке» – 433 миллиона тенге (более $950 тысяч). На тот период это была самая крупная партия изъятой «синтетики» в истории Казахстана.
«Варщиками» всего этого «добра» оказались два гражданина Украины — Игорь Дунаевский и Виталий Малюк. Первому на момент ареста было 55 лет; второму — 53. Это важно знать, потому что оба потом уверяли на суде, будто согласились изготавливать наркотики по собственной глупости. По их словам, процесс «варки» контролировал человек по имени Данила. Который, дескать, их и завербовал через один из мессенджеров. За работу Данила платил: деньги шли по частям из Казахстана, России и Украины — всего $36 тыс. В итоге Дунаевский получил 19 лет тюрьмы; Малюк — 18.
Известен также случай, имевший место 27 октября 2022 года. В Алматы у некоего «гражданина С.» нашли 85 свертков с мефедроном и марихуаной. Наркотики С. делал сам. При обыске в его лаборатории нашли приспособления для изготовления «синтетики» и еще 15,2 килограмма мефедрона.
Дальше — больше. В конце декабря 2022 года года казахстанская полиция нашла две подпольных лаборатории по производству «синтетики» и склад с 700 литрами прекурсоров. Полицейские, при этом, арестовали двух граждан Украины, да еще и явных нацистов. Чего стоит татуировка одного из них: «Славянин 1488». Это — кодовый лозунг так называемых «белых националистов». Который в России запрещен как экстремистский.
Масштаб лабораторий, по данным МВД Казахстана, позволял производить до 100 килограммов наркотиков каждые две недели. В целом из двух действующих и одной полностью подготовленной к производству лабораторий и склада с прекурсорами изъято 84 килограмма синтетики и порядка двух тонн прекурсоров.
В июле 2023 года полиция Астаны совместно с департаментом по противодействию наркопреступности МВД Казахстана арестовали в ходе спецоперации семь человек, руководил которыми… правильно — гражданин Украины 52 лет от роду. Остальные шестеро были гражданами Казахстана. В их нарколаборатории нашли и изъяли 22 киллограмма изготовленной «синтетики» (примерно на 100 тысяч разовых доз), более двух тонн прекурсоров и разное оборудование для производства синтетических наркотиков».
А это — из сводки ЦАРИКЦ (Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с наркотиками) по Казахстану за 1 августа 2023 года:
«Комитетом национальной безопасности проведена операция по ликвидации крупного подпольного производства синтетических наркотиков на территории Павлодарской области. По данному факту задержаны двое иностранных граждан, прибывшие в Казахстан с целью изготовления психотропных веществ и последующей их реализации в странах СНГ. Также в ходе обысков обнаружено и изъято около 100 кг психотропного вещества альфа-PVP, прекурсоры, а также современное лабораторное оборудование, предназначенное для производства синтетических наркотиков».
Но синтетические наркотики — проблема не только Казахстана.
«Химпром» и другие
В первые 10 месяцев 2022 года в Кыргызстане изъяли 216 килограммов «синтетики». В Узбекистане в 2022 году силовики изъяли из незаконного оборота больше 32 килограммов мефедрона, амфетамина, «альфы-PVP» и метилендиоксиметамфетамина (он же МДМА или «экстази»). По данным Службы госбезопасности Узбекистана, синтетические наркотики завозят из Афганистана и Кыргызстана. Таджикистан тоже не остался в стороне общих криминальных «трендов». Только с 1 июня по 30 ноября 2022 года таджикские силовики изъяли 22,318 килограмма психотропных веществ и 23 396 синтетических наркотических таблеток…
Возникает вопрос: отчего вдруг в регионе такой всплеск производства и контрабанды именно «синтетики»?
По данным ООН, незаконный оборот только метамфетамина в Афганистане и соседних странах резко вырос, почти в двенадцать раз за пять лет, – с 2,5 тонны в 2017 году до 29,7 тонны в 2021 году. В 2023 году — опять же, по словам экспертов ООН — посевы опийного мака в Афганистане сократились на 95%. А это значит, что производство героина снизится еще больше. Поэтому очевидно, что объемы синтетических наркотиков будут только расти. Тем более, их производство не требует больших площадей, как в случае с опийным маком. В ноябре прошлого года директор Программы ЕС по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии (CADAP) Эрнест Робелло заявил журналистам, что сокращение производства афганских опиатов приведет к увеличению спроса на «синтетику». А это значит, что проблему видят все, кому положено.
Что характерно, прежде главным поставщиком «синтетики» в Центральную Азию считался Китай. Теперь же у всех на слуху все больше афганские и доморощенные поставщики с непонятными, но чаще — украинскими «корнями».
Комментаторы в Интернете видят во всплеске производства синтетических наркотиков в Центральной Азии работу группировки «Химпром», которая, в частности, «засветилась» на сотрудничестве со Службой безопасности Украины. Образовался «Химпром» не раньше 2012 года в России, а в 2014 году его основатели перебрались на Украину. Работали их лаборатории и в России, но самые первые украинские нарколаборатории «Химпром» открыл на подконтрольной тогда Киеву территории Донбасса. В 2017 году российские силовики разгромили структуры «Химпрома» в России. Могли ли после этого «химпромовцы» перебраться в Казахстан или Кыргызстан? Почему бы и нет?
После начала Специальной военной операции, как сообщает телеканал RT, лидер «Химпрома» Егор Левченко (настоящее имя — Его Буркин) начал позиционировать себя украинским патриотом, и даже давать деньги на нужды ВСУ. Пленные бойцы украинской армии рассказывали о наркотиках, которые поставляют им на позиции некие «волонтеры». Не исключено, что и от «Химпрома».
Но в том-то и дело, что таким образом работает не только «Химпром». Просто последний — более известен. Конкурентов в этом бизнесе — очень много. Поэтому не исключено, что производство амфетамина, «альфы-PVP» и прочей подобной «дряни» - дело рук сразу нескольких группировок. Конспирация здесь поставлена на высочайшем уровне: производители и распространители наркотиков ничего не знают как друг о друге, так и о тех, кто ими руководит. Набранных людей даже обучают многому из того, что необходимо в такого рода «бизнесе»: работать в Даркнете, делать закладки, уходить от правоохранительных органов и даже как вести себя на допросах, если поймают. Профессионально этому обучают, как ни крути, только в спецслужбах. Либо — инструкторы из спецслужб. А уж американские они, британские или украинские — не имеет значения. Главное — системная и высокопрофессиональная работа по наркотизации региона продолжается. Просто людей решили травить иными средствами.
Поэтому очевидно, что в этом случае нейтралитет Центральной Азии в отношении СВО — понятие весьма условное. Лучше всего это понимают силовики стран региона, которые при поддержке России, может быть, даже в эту самую минуту, выслеживают очередных «наркорелокантов». Потому что они прекрасно знают, что наркотики — такое же оружие, как танки «Абрамс» или ракеты HIMARS.
Правила комментирования
comments powered by Disqus