Анализ письменных источников позволил В.В.Бартольду сформулировать положение о согдийской колонизации Семиречья (Бартольд В.Б. О христианстве в Туркестане в домонгольский период
Наиболее информативным описанием поселений в долинах Таласа и Чу является сообщение Сюань Цзана, который посетил их около 630 г. В это время в Семиречье уже были многочисленные города с согдийским населением. Среди них выделялись Суяб (городища Ак-Бешим близ г.Токмак) и Талас (современный г.Тараз). Сведения, приведенные путешественником, в совокупности с некоторыми археологическими материалами явились косвенными данными для предположения о начале проникновения согдийцев в этот регион еще в V-VI вв.
Убедительное доказательство этого предположения содержится в известном сочинении византийского историка Менандра Протектора, сведения которого ранее не связывались с согдийской диаспорой в Семиречье. Менандр, повествуя об ответном посольстве византийского императора Юстина II к кагану западных тюрок Истеми (568 г.), отметил, что послы во главе с 3емархом на пути в ставку пересекли земли, населенные согдийцами (Meнaндp Вuзантuец. Продолжение истории Агафиевой. - В кн.: Византийские историки. Перевод с греческого Спиридона Дестуниса, дополненный примечаниями Гавриила Дестуниса. - СПб., 1861. - С. 375-376 (Дальше см.: Менандр). Некоторые важные уточнения перевода сочинения Менандра с Дэстунисом сделал К.И. Петров по кн.: Excepta historica Inssи imp. Constantini Porphyrogeneti. Vol.l. Excepta de legationibиs. Paris 1-11. - Berolini, 1903.). Анализ источника дает скудную информацию об этих землях. Известно, что они располагались между Хорезмом и ставкой кагана в «Экдаге» (Местонахождение ставки Истеми-кагана впервые определил эд. Шаванн. Ак-таг («Эгдаг» Менандра) общее название значительной части восточного Тянь-Шаня к северу от Таримского бассейна. См.: Chavannes Ed. Dokuments sur les Тои-Riие(Тures) occidentaux. - St. - Pbg., 1903 (Сборник трудов Орхонской экспедиции, VI, р. 234-237.). Между этими крайними пунктами упомянут городок (или местность?) Талас. На земле согдийцев византийских послов и их багаж тюркские шаманы «очистили» огнем. Здесь же тюрки предложили Земарху купить у них железо.
Эти сведения не могут относиться к коренным землям согдийцев, расположенным в долинах рек Зеравшана и Кашкадарьи, по следующим причинам:
1. Маршрут Земарха в ставку кагана и обратно проходил значительно севернее Согда (Маршруты согдийца Маниаха и 3емарха Киликийца не раз были предметом специального исследования. В силу резкого обострения отношений между тюрками и Ираном в 5б7 г., путь из каганата в Византию должен был проходить, минуя пределы Ирана. См.: Бартольд В.Б. Сведения об Аральском море в низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в. - Соч., T.III, 1965. - С. 37-38; Пuгулевская Н.Б. Византия на путях в Индию. - М.,Л., 1951. - С. 204 и сл.; Ее же. Сирийские источники по истории народов СССР. - М.; Л., 1941. - С. 72-73; Гумuлев Л.Я. Древние тюрки. - М., 1967. - С. 44-46; Гафуров B.Г. Таджики, древнейшая, древняя и средневековая история. - М., 1972. - С. 220.).
Наиболее подробно он характеризуется Менандром при описании возвращения Земарха в Византию. Посол вместе с войском тюрков проследовал от ставки кагана, которая располагалась севернее Кучи (Восточный Тянь-Шань) до Таласа. Здесь возможны лишь два варианта общего направления пути с востока на запад: через Джунгарию, Илийскую и Чуйскую долины или через Центральный Тянь-Шань, Прииссыккулье, Чуйскую долину. Западнее Таласа пути кагана и Земарха разошлись; каган с войском направился на юг к границам Ирана, а Земарх «вернулся» в Хорезм. Oтсюда посольство византийцев направилось к низовьям Волги и через Северный Кавказ - в Константинополь.
Таким образом, источник прямо указывает, что на обратном пути 3емарх не был в Согде. Нет никаких оснований для предположения, что посольство византийцев, спешившее со специальной и важной миссией в ставку кагана, позволило себе значительно отклониться от прямого пути и из Хорезма к Таласу пройти через Согд. Скорее всего, земли, населенные согдийцами, о которых писал Менандр, были расположены на этом прямом пути в Северном Притяньшанье. Через шестьдесят с лишним лет их посетил и описал Сюань-Цзан.
2. Менандр четко терминологически различает понятия hora - «страна: земля (государство)» и topos - «места, местности» проживания каких-либо людей, населения. Если по отношению к тюркам, персам и хорезмийцам употреблен термин hora (hora ton Turkon, hora ton Person, hora ton holiaton - «государство тюрков, персов, хорезмийцев»), то земли согдийцев названы лишь topus - «местности» (еn tois ton Sogdiaton topois - «прибыли в местности согдиатов») (Excerpta histopica ... , р. 102-105.). Этим самым Менандр подчеркнул неодинаковое правовое положение «местностей согдийцев», которые посетил 3емарх, и страны тюрков и даже хорезмийцев. Если допустить, что сведения источника относятся к самаркандскому Согду, то пришлось бы признать, что тюрки, изгнав эфталитов из Средней Азии, ликвидировали Согд как государственное объединение, в то же время оставив такое право Хорезму. Подобная трактовка противоречит данным других достоверных письменных источников (Бuчурuн Н. Я. (Иакuпф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, T.II. - М.,; Л., 1950. - С. 271).
Вполне допустимо, что наблюдательные византийские послы уяснили для себя правовой статус согдийских поселенцев в Семиречье. Они подчинялись тюркам и не могли считаться государственным объединением наравне с Хорезмом или Согдом.
Более поздние источники отметили политическую зависимость семиреченских согдийцев по отношению к тюркам вполне конкретно: прямо на западе от Суй-е (Суяба - В.М.) находится несколько десятков одиночных городов, и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все подчиняются тюркам» (3уев Ю.А. Китайские известия о Суябе. - Изв. АН Казахской ССР. Серия истории, археологии и этнографии, вып.3(14), 1960. - С. 91.). На зависимость «татов» (в данном случае - семиреченских согдийцев) от тюргешей прямо указывают древнетюркские рунические памятники (Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники ... - С. 122-123).
3. Менандр обращает внимание, что в «Mecтностях согдиатов» тюрки предложили византийцам купить у них железо. Этот эпизод тоже едва ли мог произойти в самаркандском Согде. Там была хорошо развита обработка, но не добыча железа (Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда. - М., 1980. - С. 55.). Согдийцы сами покупали железо в Фергане и Уструшане, где оно производилось в большом количестве (Беленuцкuй А.М., Бантовuч К.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. - Л., 1973. - С. 76.). Руду, как правило, не перевозили на значительные расстояния, металл выплавляли в горняцких поселках (Массон М.Е. К истории горного дела на территории Узбекистана. - Ташкент, 1953. - С. 25,38; Лuтвuнскuй В.А. Древнейшие страницы горного дела Таджикистана и других республик Средней Азии. - Сталинабад, 1954. - С. 165.).
Эпизод с железом, описанный Менандром, является вполне естественным для Северного Притяньшанья. Таласская долина, которую проезжали послы византийцев, была крупным поставщиком различных металлов, в основном, серебра. Шлаки от плавки руды вскрыты археологами практически во всех раскопах и стратиграфических разрезах как на больших, так и на малых поселениях (Кожемяко П.Н. Оседлые поселения Таласской долины. - в кн.: Археологические памятники Таласской долины. - Фрунзе, 1963. - С. 224.). Среди них отмечены шлаки от плавки железных руд и отдельные крицы (Бернштам А.Н. Городище Садыр курган. - В кн.: Археологические памятники Таласской долины. Фрунзе, 19б3. - С. 118.).
Расцвет горнорудных разработок в долине Таласа приходится на IX-XII вв. Однако начало добычи руд и выплавки металла здесь уходит в глубокую древность вплоть до эпохи бронзы (Лuтвuнскuй Б.А. Древнейшие страницы ... - С. 23; Бубнова М.А Добыча серебро-свинцовых руд в Шельджи. - В кн.: Археологические памятники Таласской долины. - Фрунзе, 1933. - С. 238-243.). Большое количество мест добычи и плавки железа известно и в других районах северного Тянь-Шаня, в частности, на склонах киргизского хребта и на Иссык-Куле (Мокрынин В.Л., Плоскuх В.М., Ратман В.Г. Древние разработки глазами ученых. - В кн.: По следам памятников истории и культуры Киргизстана. - Фрунзе, 1982. - С. 93-96; На северных склонах Киргизского хребта от р. Талас до р. Aшпара казахстанский геолог Б.Д. Волков зафиксировал свыше 30 мест плавки металла и 4 пункта горных выработок, относящихся к средневековью.).
Не может вызывать сомнения и этническая принадлежность торговцев железом. Тюрки были не только скотоводами. Они зарекомендовали себя прекрасными горняками и плавильщиками железа еще в алтайский период своей истории (Бuчурuн Н.Я. (Иакuнф). Собрание сведений о народах..., т.1. - М.;Л., 1950. - С. 224-225; Мокрынин В.П., Плоскuх В.М., Ратман Н.Г. Древние разработки глазами ученых ... - С. 93.).
4. В кратком сообщении Менандра о землях, населенных согдийцами, есть два момента, сближающих его с более информативными сведениями Сюань-Цзана о согдийских поселениях в Чуйской и Таласской долинах: в обоих источниках упомянут Талас (Тараз) и отмечена большая роль тюрков в землях согдийцев. В самаркандском Согде такую роль тюрки не могли играть ни во времена путешествия Сюань Цзана (630 г.), ни тем более во время посольства 3емарха (568 г.).
Правила комментирования
comments powered by Disqus