Центральная Азия снова стала ареной «Большой игры», только с другим составом игроков и новыми правилами. Теперь вместо Британской империи с Россией за влияние в регионе соперничает Китай, сообщает Orda.kz.
«Большой игрой» называют борьбу между двумя империями — Британской и Российской — за влияние в Центральной Азии в XIX веке. Казалось бы, это дела давно минувших дней, но сейчас история повторяется в немного других декорациях, считают эксперты неправительственного аналитического центра TALAP.
Как пишет Eurasianet, в своём отчёте о «стремлении к многовекторности» и деловой дипломатии в Центральной Азии аналитики TALAP отмечают: настало время новой «Большой игры». Только теперь вместо политики и военных действий в ход идут экономические рычаги влияния, а вместо Великобритании в списке соперничающих держав появился Китай. Но самое важное различие в том, что сейчас у стран Центральной Азии намного больше возможностей самостоятельно влиять на исход игры.
Вторжение России в Украину и западные санкции против РФ поколебали баланс сил в регионе, а заодно вернули США и Евросоюзу интерес к Центральной Азии. Санкции побудили центральноазиатские страны диверсифицировать торговлю и инвестиции, снизили значимость «Северного коридора» через Сибирь и повысили ценность «Среднего коридора», который идёт непосредственно через регион, связывая Китай с Европой.
«Эти перемены сместили геоэкономический центр тяжести в Центральной Азии. Китай потеснил Россию с места крупнейшего торгового партнёра региона. В то же время общий тренд — на диверсификацию торговых партнёров. Доля Запада в центральноазиатской торговле при нынешней динамике будет продолжать расти»,
прогнозируют аналитики.
С 2022 года благодаря политике многовекторности страны Центральной Азии, включая Казахстан, существенно расширили присутствие на рынках Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. С начала российско-украинского конфликта заметно укрепились связи между Центральной Азией и Евросоюзом. Страны региона пытаются развивать отношения с западным миром в сложных условиях, когда их со всех сторон окружают враждебные Западу государства — Афганистан, Иран, Китай и Россия.
Аналитики указывают, что наращивать западные инвестиции мешает правовой беспорядок, непредсказуемость и недостаток независимости судебных систем Центральной Азии. Чтобы устранить проблему, потребуется навести порядок в налогообложении и создать дружелюбный инвестиционный климат. Возможности для того, чтобы из фигур в очередной «Большой игре» стать игроками, у стран региона есть — вопрос в том, как они ими воспользуются.
«Чтобы извлечь преимущество из этих возможностей, страны региона должны устранить существующие институциональные и регуляторные преграды как для международных, так и для собственных компаний и инвесторов. А также укрепить верховенство закона, поддерживать честную и открытую конкуренцию, ввести дружественное для бизнеса налоговое регулирование, упорядочить торговые, таможенные и логистические стандарты», — резюмируют аналитики центра TALAP.
Эксперты уже не в первый раз отмечают, что у Казахстана есть хорошие стартовые точки для того, чтобы нарастить экономическую мощь. Например, страна вполне может стать конкурентом Китая в сфере добычи редкоземельных металлов, а также извлечь прибыль из разработки богатых месторождений лития, к которым уже присматриваются Россия и Южная Корея.
Правила комментирования
comments powered by Disqus