Так называли друзья и коллеги инженера-архитектора Даниила Гендлина за талант, мастерство и организаторские способности. Его фамилию можно встретить во многих проектах построек Душанбе, Ленинабада, Куляба, в которых он участвовал либо как автор, либо как консультант, а также в строительстве многих лечебных и санаторно-курортных комплексов нашей страны.
В ОДИН из осенних дней чудесной сталинабадской осени 1958 года в приемную директора проектного института «Таджикгипрострой» вошел мужчина в элегантном костюме с очень веселым и доброжелательным лицом. Не останавливаясь, он сразу прошел в кабинет директора и закрыл за собой дверь.
- Даниил Давыдович, волшебник вы наш, ну, наконец, - произнес директор института Ефим Моисеевич Маршак. - Я уже порядком вас заждался. Опять колдуете над своими радоновыми парами в Ходжа-оби-Гарме.
- Ефим Моисеевич, все-то вы знаете. Колдую, но по-доброму. Вот построим первый в республике пароэманаторий типа бани парильной для лечения и омоложения наших тружеников, и перестану колдовать.
- Думаю, что рано волшебник Гендлин собрался на покой. Даниил Давыдович, для вас есть настоящая работа. Наш институт получил специальное задание правительства республики на проектирование в Сталинабаде клинической больницы на 1200 коек. Создание проекта должно быть завершено в самые короткие сроки.
Прошло пять лет, и, как по волшебству, на огромном, двадцатидвухгектарном пустыре в 1964 году выросла крупнейшая в Средней Азии многопрофильная клиническая больница, построенная по проекту архитектора Д. Д. Гендлина, ставшая основной учебной клинической базой Таджикского медицинского института имени Абуали ибн Сино, центром квалифицированной лечебно-профилактической помощи населению республики.
Даниил Давыдович Гендлин (1923-1976), выпускник Ташкентского среднеазиатского строительного института. Он приехал в Душанбе в середине 50-х годов прошлого века, работал главным архитектором многих проектов. По воспоминаниям его коллег, он сочетал свободное владение математическим расчетом с интуицией талантливого архитектора. Личный вклад Д. Гендлина в архитектуру Душанбе многосторонен. Это и технические решения, всегда точно выверенные при строительстве сложного медицинского центра РКБ № 3 им. А. М. Дьякова. Это и многочисленные инженерные проекты. Сохранение памяти об архитекторе Данииле Гендлине - наш долг перед историей архитектуры Душанбе.
Сталинабад, 1939 год. На снимке: слева видно здание в строительных лесах – это заканчивается строительство первой городской поликлиники №1 по улице Свириденко. Дальше - дом специалистов, грунтовая дорога. Это - ни что иное, как улица Красных партизан (М.Турсунзаде). Сразу за дорогой - поселок с убогими домиками (видны крыши). Сейчас на этом месте стоит здание Российско-Таджикского (Славянского) Университета.
Душанбе, 2013 год. На снимке: построенное в 70-е годы здание одного из крупнейших проектных институтов Таджикской ССР - «Гипроводхоз». Оно стало настоящим украшением перекрестка. Длина семиэтажного строения (два нижних этажа находятся под землей) - 150 метров, общая площадь служебных помещений - без малого 10000 квадратных метров. Сегодня здесь размещается Российско-Таджикский (Славянский) Университет. Неплохо было бы установить табличку, пусть и небольшую, которая гласила бы, что в этом здании до 1996 года размещался лучший и самый крупный проектный институт Минводхоза СССР, и построили его замечательные советские архитекторы Д.Гендлин и С. Новокрещенов.
1958 год. Мавзолей Рудаки в Пенджикентском районе. Отдавая дань памяти великому поэту, основоположнику персидской классической поэзии, в 1956 году над его могилой был возведен мавзолей. Архитекторы - Д. Д. Гендлин, А. И. Макуха.
Один из корпусов школы-интерната в Лучобе. С 1971 года здесь находится Таджикский институт физической культуры. Архитекторы - К. Н. Терлецкий, Д. Д. Гендлин, В. Д. Дитюк (1955 -1957 гг.). В свое время это был один из лучших вузов физической культуры и спорта в СССР. Здесь учились такие замечательные спортсмены, как чемпионы Олимпийских игр Юрий Лобанов (гребля на каноэ-двойке), Анатолий Старостин (современное пятиборье), Андрей Абдувалиев (метание молота), бронзовый призёр Олимпийских игр и многократная чемпионка мира Зебуниссо Рустамова (стрельба из лука), чемпионы мира Михаил Лобанов (каноэ), Саидмумин Рахимов (самбо), Эрика Шиллер (художественная гимнастика), победитель велогонки Мира Саид Гусейнов.
На снимке: крупнейший в Средней Азии многопрофильный лечебный центр РКБ № 3 им. А.М.Дьякова на 1200 коек. Архитектор - Д.Д.Гендлин. Были учтены все требования больничной технологии, климатические и сейсмические особенности столицы республики. Архитектура здания решена в прогрессивных конструкциях того времени, лечебные корпуса соединены между собой подземным переходом. Уже в 1964 году были установлены системы автономного жизнеобеспечения, которые позволяли проводить необходимые мероприятия в безостановочном режиме даже в случае аварийной остановки центральных систем. РКБ входила в десятку лучших медицинских центров СССР по оснащению медицинским оборудованием, подбору медицинских кадров и, конечно же, совершенно бесплатным медицинским обслуживанием. Прошло 20 лет после развала СССР, но ничего подобного в нашем городе так и не построено, хотя и строят много. И ещё очень стыдно, что имя первого наркома здравоохранения Советского Таджикистана Алексея Михайловича Дьякова, русского врача и ученого, присвоенное в советские годы РКБ №3, недавно было тихо убрано из названия больницы.
Архитектор Даниил Давыдович Гендлин. По воспоминаниям друзей и учеников, он был легкий в общении и очень увлекающийся человек: любил ходить в горы, обожал слушать рок-музыку… И ещё, мало кто знает, что по проекту Даниила Давыдовича открылся первый в республике пароэманаторий на курорте Ходжа-оби-Гарм.
Правила комментирования
comments powered by Disqus