В Кыргызстане бытует много мифов. Один из самых «долгоиграющих» - иностранные инвестиции спасут национальную экономику. К этому мифу плавно примыкает другой: хороший инвестиционный климат — залог выхода Кыргызстана на ведущие позиции мировых рейтингов успешных государств.
Грабёж во время пожара
Начнём разбор со второго из названных мифов. В самом начале «парада суверенитетов» ставилась цель привести Кыргызстан к процветанию. Идея — прекрасная. Но как этому должны были помочь деградация промышленного производства, фундаментальной науки, образования и сельского хозяйства под видом «рыночных реформ»? Отговорка, как правило, была одна: мол, в рыночных условиях плановая экономика — неэффективна.
Чтобы это опровергнуть, достаточно только одного примера. Какие-то из читателей «Станрадара» наверняка на кого-то работают. Допустим, им даже хватает зарплаты. И вот получил наш условный читатель свои кровно заработанные. Что он делает? Нет, есть люди, которые в день зарплаты едут в ночной клуб и там сразу спускают все деньги, а потом — лезут в долги. Но есть и такие, которые после получения зарплаты думают: «Вот это я отложу на оплату коммунальных услуг, а эти деньги — потрачу на продукты. Что? Осталось ещё? Можно и по пиву». У тех, кто побогаче, к «коммуналке» и продуктам добавляются покупка одежды и обуви, а также часть денег, если она остаётся, можно отложить на отпуск где-нибудь — в Турции, Египте или на Родине.
Что делает наш условный читатель в этом случае? Правильно: он — ПЛАНИРУЕТ. Точно так же, как и владелец бизнеса планирует, сколько прибыли потратит на зарплату работникам, развитие производства или увеличение количества закупаемых товаров, либо оборудования. Причём планируют простой человек и бизнесмен в течение всей своей жизни. Почему? Потому что американцы — «свободнорыночные» по самое никуда — говорят: «If you fail to plan, you plan to fail». То есть: «Если у вас провал планирования, вы планируете провал». То есть, прежде, чем отказаться от планирования, региональные «рыночники-первопроходцы» должны были, как минимум, подумать на уровне собственного домохозяйства. Но увы — не смогли. Не будем думать о них плохое — будто им заплатили за проведение этих «реформ».
Что касается инвестиций, то они, собственно, бывают двух видов (экспорт сырья мы трогать не будем). Первый: когда произведённая с их помощью продукция продаётся на внутренних рынках; второй — когда она продаётся на мировом рынке. Инвестиции первого вида — это когда американская «Кока-Кола» силами турок построила в Кыргызстане завод по розливу своего напитка в бутылки. В отношении предприятия на сайте «Американской торговой палаты» так и написано:
«Основным бизнесом является производство, продажа и распространение газированных и негазированных напитков компании «The Coca-Cola Company» в Кыргызстане».
То есть, этот напиток не продаётся в США (на его родине), Британии или Германии, где его самим хватает, а остаётся в стране. Польза для бюджета от налогов, конечно есть. Но прибыль-то из страны вывозится. Та же история — и с турецкими торговыми центрами: все они зарабатывают только на внутреннем потреблении. То есть, чем богаче житель Кыргызстана, тем больше эти торговые центры заработают.
А что остальное? В начале этого года власти Кыргызстана заявили о том, что в республике построят автомобильные заводы — с привлечением капиталов из Узбекистана и Китая. Безусловно, дополнительные рабочие места в условиях нынешней неопределённости — это отлично, но…
Вот, что писали профильные СМИ о будущем кыргызско-узбекском автозаводе:
«Уже известно, что с конвейера будут сходить 19 моделей трех марок, Chevrolet, Daewoo и Isuzu — как легковые автомобили, так и коммерческая техника. На первом этапе объёмы выпуска составят 10 тысяч машин, а в течение следующих шести лет завод выйдет на проектную мощность в 30 тысяч штук».
То есть, это всё те же иностранные — даже не узбекские национальные модели, а из дальнего зарубежья. О том, где будут выпускаться их комплектующие — ни слова. Зато пишут, что планируется наладить сборку. Получается, что на выходе будет «отвёрточное» производство. Пусть даже и на будущий экспорт, как пишут журналисты со слов чиновников.
Не жалует судьба нас временами
Таким образом, в Кыргызстане преобладают инвестиции первого вида. То есть, инвестор получает прибыль от рабочих, которые помогают ему «отбивать» вложенные деньги. Ну а инвестиции второго вида — это если бы тот же «Volkswagen» закрыл свой завод в германском Вольфсбурге и перенёс всё производство в кыргызские Ош или Баткен. Но на этот шаг немецкий концерн никогда не пойдёт. Он, скорее, откроет всё то же «отвёрточное» производство.
Очевидно, что Кыргызстану нужны именно инвестиции второго вида. Но поскольку такие в мире сейчас мало кто даст, есть смысл поработать над тем, как сделать любые инвестиции полезными конкретно твоей стране. То есть, государство должно уметь отделять настоящего инвестора от «хищника».
Система этого отбора может быть такой. Приезжает в Кыргызстан некий иностранец с чемоданом-двумя денег и заявляет, что хочет открыть на кыргызской земле завод по выпуску электрических чайников. Ему говорят: «Прекрасная идея! Но у нас в Кыргызстане есть правило (да-да нужно, чтобы к тому времени уже был готов закон): капитал и прибыль вы можете вернуть только в виде изготовленного товара. Вдобавок 70% произведённой продукции должны обязательно вывозиться из Кыргызстана на экспорт и только 30% - продаваться за сомы на внутреннем рынке нашей страны». Впрочем, числа процентов тут — весьма условные.
Некоторые исследователи пишут, что такая система до недавнего времени была в Китае. Правда, товары можно будет продавать только туда, где на них есть платежеспособный спрос. Но экономическая, равно, как и деловая разведка, как раз для того и существуют, чтобы искать и измерять новые рынки.
Безусловно, есть риск, что инвестор работать на таких условиях не согласится. Зато широкая общественность узнает, зачем на самом деле в Кыргызстан идут инвесторы и насколько он для них привлекателен. Пока же совершенно очевидно, что от хищнических схем в инвестиционных проектах надо избавляться. В какой-то мере это избавление уже идёт. К примеру, российские инвестиции идут, в основном в обрабатывающую промышленность. Чтобы потом произведённый конечный продукт поступал в ту же Россию — туда, где его не хватает.
Но тут возникает ещё одна проблема. С инвесторами-«хищниками» справиться можно. Но как быть с тем, что в Кыргызстане толком нет понимания, какие стране вообще нужны инвесторы? Конечно, можно назвать инвестором каждого иностранного бизнесмена, который работает или хочет работать в республике. Для того, чтобы потом слать президенту победные реляции. Но каждая компания и сфера, в которой она работает, имеют свои особенности. Которые могут быть как полезными для Кыргызстана, так и вредными.
Можно ли, к примеру, назвать полезной для республики иностранную фирму, которая продаёт свои услуги на внутреннем рынке Кыргызстана? То есть, работает на внутреннее потребление? Если это самое внутреннее потребление растёт, то можно, и чем оно выше — тем лучше. И если доходы населения растут, то искать инвесторов государству не надо — они сами придут. Их логика просчитывается на раз: если у страны есть потенциальные доходы, в неё надо лететь с космической скоростью — пока конкуренты не обошли.
Однако потребительский рынок Кыргызстана — очень слабый. Поскольку зависит от уровня дохода граждан страны — как везде. Поэтому в теории любая страна, где у людей низкий уровень дохода, должна быть нацелена на завоевание внешнего рынка. Эта стратегия, если её грамотно реализовать, увеличит: а) уровень доходов компаний и б) число занятых граждан. Пока же в Кыргызстане, большей частью, привлекается бизнес, нацеленный только на получение прибыли с небогатого, мягко говоря, населения.
Ну а поскольку экономика Кыргызстана в техническом плане отстаёт, то и производительность труда в стране низкая. От последней при выборе инвестора тоже многое зависит. Равно, как и от подхода. Безусловно, можно придумать идеальные законы и правила и даже соблюдать их. Но это не значит, что после сегодняшнего принятия идеальных законов завтра Кыргызстан станет лучше других. Потому что у «других» инвесторы уже работают...
Ну а поскольку денег в мире стало ещё меньше, то за инвестиции в мире идут самые настоящие сражения, хоть и видные только специалистам. Чтобы привлечь инвесторов, страны предлагают им разные реальные стимулы: от субсидий и налоговых льгот до дешёвых кредитов и готовой инфраструктуры. Что из этого может предложить Кыргызстан? Предвидим в этом месте паузу. Ясно одно: до тех пор, пока не будет понимания, что же надо Кыргызстану, республика будет ждать инвесторов ещё очень долго.
Правила комментирования
comments powered by Disqus