Многие российские СМИ поспешили дать событиям в Бирюлёво весьма простое и совершенно далёкое от реальности толкование, разделив всех участников на две группы – наивных местных жителей и националистов, воспользовавшихся доверчивостью этих жителей в своих коварных целях. Примерно такого же мнения придерживались и официальные представители правоохранительных органов, которые почти сразу начали говорить о неких «зачинщиках» беспорядков, которые ответственны за погромы и непременно должны быть выявлены и наказаны. Этот подход вскрывает одну глубокую проблему взаимодействия власти и общества в современной России. Суть её в том, что власти, требуя от масс-медиа создавать определённую картину социальных явлений с чисто пропагандистской целью, через какое-то время сами начинают верить в эту картину. Мы имеем дело со своего рода симулякром, копией, не имеющей прототипа в реальности. И если раньше существовали довольно острые политические ток-шоу, которые в достаточной мере отражали реально происходящие в обществе события, существующие тенденции и настроения, то сегодня этого механизма обратной связи фактически нет.
Однако совершенно очевидно, что замалчивание той или иной проблемы не есть путь её решения. Она никуда не денется, как страшный нарыв на лице? покрытый толстым слоем пудры. В случае с этнической напряжённостью в России можно говорить только о её разрастании и углублении. Неслучайно поэтому одним из лозунгов протестовавших в Бирюлёво был «Власть, признай проблему!». Проблема есть, и её надо решать, от этого во многом зависит само существование России как государства.
Национально-мыслящие силы давно пришли к осознанию того факта, что проблемы межэтнических (и межрелигиозных) взаимоотношений это бомба замедленного действия для России, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно они первыми откликаются на события, подобные бирюлёвским, здесь не надо искать какого-то злого умысла националистов, желающих подлить масла в огонь конфликта. На самом деле в случае Бирюлёво имело место вполне логичное и понятное желание поддержать своих соотечественников в беде, происходящее из самой сути национального и патриотического чувства, помноженное на хорошие организационные средства в виде социальных сетей и микроблогов.
Протест против того или иного явления общественной жизни и есть один из важнейших элементов пресловутого гражданского общества, о необходимости построения которого сегодня так много говорят. Граждане недовольны – граждане протестуют. Да, агрессия и погромы многим неприятны, но стоит задуматься, а не кроются ли их причины в том, что граждане отчаялись найти законные средства защиты своих прав? Что они уверены, что преступник не будет найден и наказан? Что они давно убеждены в том, что закон не един для всех? Когда исчерпанность законных средств защиты переполняет чашу народного терпения, протест может выливаться и в такие грубые формы, вина за это лежит не на мифических законспирированных группах неонацистов, которые сейчас лихорадочно пытаются найти и осудить, а на тех, кто систематически попустительствует этнокриминалу. Сам же по себе протест – неотъемлемое право народа.
Как всегда, нашлось немало тех, кто, ужаснувшись масштабу и силе протеста, стал говорить о том, что вышедшие на улицу протестуют не так и не против того и вообще всё должно быть по-другому. Как правило, такого мнения придерживаются люди, которые сами не делают вообще ничего, ни как надо, ни как не надо с их точки зрения.
Обоснованной, однако, надо признать позицию тех, кто считает, что протестовать надо против чиновников и олигархов, повинных в существующей миграционной политике. И в самом деле, те, кто ради своей выгоды организует массовый ввоз мигрантов, кто попустительствует их криминалу, также несут ответственность за гибель людей. В этом смысле народный сход против крупного капитала, организованный где-нибудь на Рублевском шоссе, был бы весьма уместен и логически продолжал бы поднявшуюся волну народного возмущения. Однако не стоит забывать, что убийства на улицах российских городов совершают всё же не олигархи, а вполне конкретные люди, и наказание должны нести именно они. События подобные убийству Егора Щербакова или Егора Свиридова вызывают в сердцах множества людей острую боль и чувство собственной незащищённости и ужасной несправедливости происходящего, именно это заставляет их выходить на улицы. Проблемы же олигархии или приватизации пока воспринимаются как нечто далекое, не стоящее на сегодняшней повестке дня. Однако не стоит думать, что люди не знают или не помнят о них.
Как ни странно, по-прежнему существует также мнение, что масштабы этнической и религиозной проблемы сильно преувеличены, искусственно раздуваются националистами для получения политического капитала. Вспоминают опыт Советского Союза (этим, кстати, грешат и представители официоза), мол, страна была ещё более многонациональной, чем РФ, а дружба народов в ней была, и была на самом деле. Опровергнуть этот тезис можно довольно легко – современная Россия не Советский Союз, со всеми вытекающими отсюда последствиями. СССР был государством идеократическим, построенным в результате социалистической революции на базе марксистских идей, которые были неотделимы от государственного и общественного организма страны. Иными словами, невозможно представить себе Советский Союз без коммунистической идеологии, в рамках которой и решались все вопросы, в том числе и национальный. Советские вожди прекрасно понимали важность национального вопроса и решали его разными путями. С одной стороны, национальные противоречия снимались благодаря марксистскому классовому подходу, когда на первый план выдвигались социальные факторы, а с другой – руководство страны зачастую шло на уступки местным элитам, признавая, что их республики ещё не дошли до того этапа, когда религиозные и этнические факторы перестанут играть сколько-нибудь значимую роль. Именно поэтому, кстати, на момент распада СССР население нацреспублик оказалось этнически более сплочённым. Кроме того, в СССР не наблюдалось массовых миграций из одних республик в другие, не существовало системы диаспор и их лобби и т.п. явлений, наблюдаемых сегодня повсеместно. Да и несмотря на то, что ничего подобного сегодняшним проблемам в СССР не существовало, нельзя не признать, что национальный вопрос там всё же не был решён, свидетельством чему стали острейшие этнические конфликты, вспыхнувшие сразу после развала Союза. Как бы то ни было, опыт СССР был применим только в СССР, и повторить его сегодня в РФ, существующей совершенно по иным законам, не получится, даже если круглосуточно крутить по телевидению фильм «Доярка и пастух». Новое время приносит с собой новые вызовы, которые требуют новых моделей решения.
И подводя сегодня промежуточный итог событий, можно с уверенностью констатировать – гражданский протест в Бирюлево состоялся. Более того, он достиг своей цели – заставил власти взять дело на особый контроль и бросить все силы на поиски преступника и проверку мигрантов, и демонстративно жесткое задержание подозреваемого в убийстве Егора Щербакова с последующей доставкой на вертолете к министру внутренних дел, лучшее подтверждение успеха протестовавших. Народ почувствовал своё единство и силу.Гроздья гнева созрели на московских окраинах, и уже никому не удастся от них отмахнуться.
Правила комментирования
comments powered by Disqus