Вопросы, касающиеся противодействия биологическим угрозам и вызовам, в том числе через принятие законодательства и реализацию общественных инициатив в данной сфере обсудили участники круглого стола: «Глобальные биологические угрозы: возможности Кыргызстана по обеспечению национальной и региональной биобезопасности», организованного ЦЭИ «Ой Ордо».
Актуальность обозначенной темы подчеркнул секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов, отметив, что сейчас возникают все новые и новые вызовы в сфере биологической безопасности.
- При этом есть четкое понимание, что определенные силы имеют намерение использовать научные достижения в области микробиологии отнюдь не во благо человечества. Именно по этой причине в последнее время вопросы обеспечения биологической безопасности стали занимать одну из ключевых позиций в повестке встреч секретарей Советов безопасности в формате ЦА, ШОС, СНГ, ОТГ и ОДКБ. По линии Организации договора коллективной безопасности уже порядка трех лет действует Координационный совет уполномоченных органов по вопросам биологической безопасности. На двустороннем уровне в этом направлении Кыргызстаном ведется перспективная работа с Россией, которая обладает необходимыми ресурсами и серьезным опытом в данной сфере, - рассказал М. Иманкулов.
В свою очередь эксперт по международным отношениям (ЦЭИ «Ой Ордо») Байкадам Курамаев отметил, что активное участие представителей высшего руководства страны в проводимых Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» круглых столах, связанных с тематикой обеспечения национальной, в том числе, биологической безопасности в Кыргызстане показывает, что данные вопросы являются актуальными для государства.
- Данную повестку также обуславливает тот факт, что гражданское общество озабочено, как продвижением Закона о биобезопасности, кроме того в гражданском секторе имеются опасения относительно возможного размещения закрытых военных биологических лабораторий на территории страны. В этой связи в середине сентября руководству страны было направлено обращение от имени общественности Кыргызстана с инициативой денонсировать соглашение между правительствами Кыргызской Республики и Канады о строительстве такой лаборатории, подписанное в 2008 году и ратифицированное Жогорку Кенешем в 2009 году. Данные вопросы очень актуальны и должны быть рассмотрены сегодня на круглом столе, - добавил модератор.
Как отметила председатель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева, государственные структуры должны ускорить рассмотрение общественной инициативы о расторжении соглашения с Канадой, изложенной в обращении к высшему политическому руководству страны.
- Несмотря на то, что срок действия документа вроде как истек несколько лет назад, при его подписании канадская сторона включила в него отдельные пункты, которые являются бессрочными, т.е. действующими по сей день и продолжают нести угрозу нашей биобезопасности. Поэтому важно официально по всем юридическим нормам расторгнуть документ, подчеркнула спикер.
Комментируя данный вопрос, Марат Иманкулов сообщил, что инициатива общественности обсуждается профильными госструктурами: «Я думаю, что здесь не должно быть проблем. В документе обозначено, что в случае, если одна из сторон хочет выйти из соглашения, то она должна направить второй стороне соответствующее уведомление, которое автоматически вступает в силу через 90 дней».
Еще один вопрос, заданный А. Дауталиевой, касался принятия законодательства в сфере биобезопасности: «В прошлом году впервые в истории суверенного Кыргызстана был разработан проект закона о биологической безопасности, который в первой половине нынешнего года уже прошел первое чтение в парламенте. На каком этапе сейчас находится рассмотрение данного законопроекта»?
Руководитель секретариата Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова подтвердила, что до каникул депутаты успели рассмотреть проект закона только в первом чтении.
- Прошел процесс согласования с кабинетом министров. Были получены дополнения и предложения от государственных органов, которые мы оформили и внесли в проект закона, после чего передали его аграрному комитету ЖК КР, который является непосредственным исполнителем по продвижению данного законопроекта. И теперь они должны вынести его на второе чтение. Это должно произойти в ближайшее время, - сообщила спикер.
В свою очередь генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток – Запад» Дмитрий Орлов выразил мнение, что мало разработать и принять Закон о биологической безопасности. Для его успешной реализации необходимо изменить еще и систему здравоохранения.
- Можно написать идеальный закон о биобезопасности, но при нынешней системе здравоохранения он не будет работать или будет работать, но в пользу уменьшения населения, к сожалению. Пандемия показала главное, что нынешняя система здравоохранения, которая внедрена в Кыргызстане в частности – это бизнес по лечению людей и больше ничего. В советское время треть больничных коек всегда пустовала на случай возникновения таких эпидемий. Эту систему разрушили, а когда началась пандемия, нам пришлось в срочном порядке открывать разные пункты для приема больных. Поэтому я настаиваю на том, чтобы в итоговую резолюцию круглого стола обязательно был внесен пункт о том, что надо срочно что-то решать с системой здравоохранения в нашей стране, - сказал эксперт.
О влиянии на биологическую безопасность антропогенных и техногенных факторов рассказал системный аналитик, кандидат медицинских наук Бактыбек Саипбаев.
- Биобезопасность – это глобальный и многогранный процесс, влияние на который оказывает в том числе экологическая ситуация в целом. Мы видим, что в мире и в частности в Кыргызстане под воздействием с антропогенных и техногенных факторов происходит деградация экологических систем – ледников, лесов, пустынь. В настоящее время окружающая среда лишь на 30-35% состоит из природных экосистем, все остальное – это системы, искусственно созданные человеком. При этом воздействие человека на природу приводит не только к сужению биоразнообразия. Огромные выбросы углекислого газа влекут за собой изменение климата. В результате происходит таяние не только ледников, но и вечной мерзлоты в Антарктиде. Это приводит к высвобождению вирусов и микробов, с которыми планета не сталкивалась миллионы лет. И нельзя исключать того, что одна из размороженных инфекций может стать причиной исчезновения всего человечества, тем более с учетом достижений в микробиологии. Сегодня ученые могут поработать с любым вирусом и в разы повысить его патогенность, - пояснил спикер.
Эти тенденции выглядят еще более опасно на фоне глобальной проблемы, о которой уже несколько лет говорит ВОЗ, – антибиотикорезистентности. Ежегодно от антибиотико-резистентных инфекций погибает 5-7 млн человек в мире. Для сравнения коронавирусом переболели примерно 70-80 млн человек, из них умерли 17 млн.
- Что касается новой пандемии, которую прогнозируют многие специалисты, то она обязательно будет, правда, сейчас никто не может точно сказать, когда она возникнет. И это связано с процессами глобализации. Во-первых, резко увеличились миграционные потоки. В ближайшие годы с учетом глобального потепления из той же Индии стоит ожидать значительный поток климатических мигрантов. Во-вторых, развивается туризм. В-третьих, это расширение торговых отношений, то там, то здесь мы слышим, что куда-то завезли зараженную сельхозпродукцию. В-четвертых, неумелое использование антибиотиков приводит к появлению новых штаммов инфекционных заболеваний. Я уже не говорю про экстремистскую деятельность и биотерроризм, - отметил Б. Саипбаев.
В этой связи он обратил внимание, что на данный момент в Кыргызстане нет эффективной системы контроля и мониторинга эпидемиологической ситуации.
- Поэтому нам нужны гражданские микробиологические лаборатории, которые будут следить как за природными очагами инфекций – той же чумы, сибирской язвы и т.д., так и отслеживать ситуацию по нетипичным, завозным заболеваниям. Причем не только среди людей, но и среди животных и растений. Поэтому я очень жду, когда мы совместно с Россией построим Научный центр по исследованию инфекционных заболеваний. Нам это нужно. Как и внедрять разработку и выпуск вакцин и препаратов для профилактики и лечения особо опасных инфекций, - добавил аналитик.
Поддержал эту мысли и секретарь Совбеза КР. Он отметил, что в Кыргызстане должна быть биолаборатория, подчеркнув, что она должна быть гражданской.
- Нам необходима современная лаборатория, с современным оборудованием, подготовленными кадрами, чтобы мы могли вовремя реагировать на все инфекционные, бактериологические вспышки, чтобы в случае чего, мы на месте могли определять штаммы инфекционных заболеваний и оказывать противодействие их распространению. Мы такую лабораторию собираемся строить в Кыргызстане с помощью Российской Федерации. Соглашение подписано и ратифицировано в 2023 году, она будет построена на средства России. Там же будут обучаться наши кадры. У нас нет намерений заниматься разработкой биологического оружия, тем более, что это запрещено резолюциями ООН. Но мы должны защищать наше население, обеспечивать биологическую безопасность. Поэтому лаборатория должна быть, - подчеркнул М. Иманкулов.
Мысль о том, что учетом разработок в области биологического оружия, геополитических потрясений, природных катаклизмов и т.д. человечество может само себя уничтожить раньше, чем наступят необратимые последствия изменения климата, озвучила председатель ОФ «Green Energy» Анара Султангазиева.
При этом она уточнила, что изменения климата, которые ведут к таянию вечной мерзлоты, привели к тому, что в Антарктиде были обнаружены 32 штамма вирусных заболеваний, из которых учеными изучены только четыре, остальные 28 – науке не известны.
- Ученые говорят, что в глубинах льда может находиться множество других микробов и вирусов, опасных для населения планеты. И все эти вопросы действительно надо решать. Но меня беспокоит вопрос, как мы можем себя обезопасить от инфекций искусственного происхождения, т.е. от биологического оружия. КБТО до сих пор не имеет своего секретариата, т.е. органа, который действительно мог бы призывать страны к ответственности в случае возникновения какой-то биологической опасности или войны. У России были попытки инициировать такую структуру, но поддержали их только 2-3 страны, включая Китай. Я думаю, что Кыргызстан тоже может поддержать инициативы своего стратегического партнера.
В международном праве есть такое понятие, как международная ответственность. Но и этот закон тоже не кодифицирован, он тоже не имеет своего секретариата. Поэтому даже если мы примем свой закон по биобезопасности и ратифицируем международные соглашения, но при этом нет механизмов, способных призвать к ответственности ту или иную страну, сможем ли мы быть уверены, что защищены в этом плане? Я думаю, что нет. Поэтому мы должны активнее сотрудничать с другими странами именно в направлении создания межгосударственных механизмов контроля и недопущения разработки, накопления и применения биологического оружия, - добавила А. Султангазиева.
В рамках круглого стола также было отмечено, что ключевым игроком в сфере разработки биологического оружия является Пентагон. Так, на исследования по выявлению устойчивых к медикаментам возбудителей бруцеллеза и других особо опасных заболеваний в Азербайджане, Армении, Казахстане и Узбекистане военное ведомство США до 2027 года планирует потратить 3,4 млн долларов. А это значит, что эти страны рискуют превратиться в полигон для испытания американского биологического оружия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus