В Узбекистане с 1 января 2022 года должны были внедрить систему обязательного декларирования доходов и имущества госслужащих. Однако даже спустя два года она так и не заработала. Редакция Podrobno.uz связалась с Агентством по противодействию коррупции и выяснила, почему чиновники до сих пор не сдают декларации.
Отметим, что эта мера была утверждена указом президента, нацеленным на искоренение коррупционных факторов и повышение прозрачности в госуправлении. Под требование об обязательном декларировании подпадают не только госслужащие, но и их супруги и несовершеннолетние дети, а также руководители предприятий и организаций с долей государства более 50 %, их заместители и самые близкие члены семьи.
Данные об их доходах и имуществе должны создать основу для предотвращения незаконного обогащения. Уклонение от предоставления декларации и внесение заведомо недостоверных сведений, согласно документу, должны быть основанием для отстранения от службы и привлечения к ответственности.
В Антикоррупционном агентстве на редакционный запрос сообщили, что сроки запуска системы декларирования сдвигаются. Основной причиной задержки является отсутствие правовой основы, которая сделала бы декларации обязательными и определила конкретные механизмы контроля.
"В рамках вышеупомянутого указа агентство совместно со специалистами компетентных ведомств страны, а также международными экспертами разработало проект закона "О декларировании доходов и имущества государственных служащих". Сейчас он находится на доработке после представленных заинтересованными министерствами и ведомствами предложений", – говорится в ответном письме агентства.
При этом уже была запущена бета-версия электронной системы "Декларация". Также начата ее интеграция с платформой "Электронное правительство", что обеспечит межведомственную связь и упростит проверку информации.
Таким образом, технические средства для внедрения системы декларирования уже готовы, но для полноценного ее запуска требуются законодательные рамки, которых еще нет.
Напомним, что Антикоррупционное агентство проводит проверки на соблюдение законодательства о государственной гражданской службе. В частности, в сентябре специалисты выявили, что 107 руководителей в министерствах культуры, транспорта, дошкольного и школьного образования, а также их структурных подразделениях владели бизнесом.
Госслужащий, согласно законодательству, не может создавать субъекты предпринимательской деятельности, быть их учредителем (участником), выполнять в компании организационно-управленческие и административно-хозяйственные функции.
Правила комментирования
comments powered by Disqus