Партия Amanat предупредила о потенциальной угрозе, связанной с состоянием гидротехнических сооружений (ГТС) в Казахстане. По данным партии, 400 ГТС находятся в аварийном или неудовлетворительном состоянии, что при возможном прорыве может привести к затоплению более 530 населенных пунктов, где проживают свыше 1,3 млн человек. В зоне риска оказалась и столица страны – Астана, где реконструкция защитной дамбы, начатая в 2020 году, до сих пор не завершена.
На территории Казахстана насчитывается 1395 подпорных гидротехнических сооружений, из которых 564 требуют ремонта, а 20 находятся в аварийном состоянии. В зоне риска подтопления определено 1223 населенных пункта.
На международной конференции «KazOil 2025», проходящей в Астане, директор китайской компании ZHEJIANG GRAIN GROUP Co Фанг Ганг сообщил о постепенном увеличении доли российского и казахстанского подсолнечного масла в общем импорте этой продукции Китаем. Компания ZHEJIANG GRAIN GROUP Co, специализирующаяся на производстве и торговле сельскохозяйственной продукцией, отметила, что Россия, Украина и Казахстан остаются ключевыми поставщиками подсолнечного масла на китайский рынок.
Однако, если доля Украины в поставках подсолнечного масла в Китай продолжает снижаться из-за логистических проблем, то Россия и Казахстан, напротив, активно наращивают свои объемы. По данным Фан Ганга, в 2022 году Китай импортировал 53% подсолнечного масла из Украины (319 тыс. тонн), 36% из России (216 тыс. тонн) и лишь 6% из Казахстана (39 тыс. тонн). В 2023 году ситуация изменилась: доля Украины сократилась до 38%, несмотря на рост объемов поставок до 581 тыс. тонн. В то же время Россия увеличила свою долю до 52% (783 тыс. тонн), а Казахстан — до 9% (129 тыс. тонн).
В ходе официальных переговоров в Душанбе премьер-министр Кыргызской Республики Адылбек Касымалиев и премьер-министр Республики Таджикистан Кохир Расулзода обсудили перспективы двустороннего сотрудничества, включая значительное увеличение товарооборота между странами. Стороны договорились о стратегической цели достичь объема взаимной торговли в размере 500 миллионов долларов США к 2030 году.
Кыргызская делегация выразила готовность содействовать Таджикистану в продвижении его продукции на рынки стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подчеркнув, что Кыргызстан может стать эффективным связующим звеном для таджикских экспортеров. Это открывает новые возможности для таджикских производителей, позволяя им выходить на более широкие рынки сбыта.
Почему все больше стран мира отказываются от ратификации Римского статута и не признают юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) и к чему это приведет – в материале «ВЭС 24»
Еще на заре создания МУС, в начале 2000-х годов, многие влиятельные страны мира сразу же высказались против самой идеи такого «судилища». Мотив отказов прост, как правда: государства теряют свой суверенитет, вместо этого широкими компетенциями наделяется МУС.
Напомним, против этого международного органа выступили США, Китай, Индия, Израиль, Иран и другие государства (Россия изначально подписала Римский статут в 2000 г., однако не ратифицировала его, а в 2016 г. вышла из его состава).
В Ашхабаде встречаются официальные представители Евросоюза и правительств региона. Будут готовить саммит ЕС-ЦА. На нем планируют подписать соглашение о расширенном партнерстве с ЕС Ташкент, Душанбе и Ашхабад. Об амбициях Европы в Центральной Азии в материале «ВЭС 24».
Непрекращающаяся активность ЕС по центральноазиатскому треку говорит о нескольких фактах. Очевидно, что Брюссель всеми силами пытается играть здесь самостоятельную роль безотносительно Вашингтона, в сферу интересов которого Центральная Азия входит по остаточному принципу. Европа концентрируется на ряде направлений, главными из которых, разумеется, являются природные ресурсы. Скажем так, сердце европейского интереса к Центральной Азии – это ее богатые кладовые. Нефть и газ Казахстана, уран Узбекистана, минералы Кыргызстана и Таджикистана привлекают европейские энергетические компании. Им важно получить гарантированный доступ к этому сырью, что гарантированно же приводит к неравноправным сделкам из серии «мы вам бусы, вы нам нефть».
Эта схема особенно живописна и показательна в Казахстане, который, к слову (как и Кыргызстан), уже имеет соглашение о расширенном партнерстве с ЕС. Кроме того, страны Центральной Азии становятся рынками сбыта для европейской продукции. В условиях жесткой конкуренции с Китаем и Россией европейские компании стремятся укрепить свои позиции на этих рынках. Это в свою очередь приводит к тому, что местные - центральноазиатские - производители не могут конкурировать с европейскими товарами, что тормозит развитие местной экономики.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования