Министр нефти и газа Казахстана полагает, что добыча нефти на крупнейшем месторождении возобновится к концу года. Эксперты уверены, что проект будет приносить прибыль, но, возможно, меньшую, чем ожидалось.
Начало добычи нефти на крупнейшем месторождении Казахстана неоднократно откладывали с момента его освоения после открытия на Каспийском шельфе в 2000 году. Однако и после ввода Кашагана в эксплуатацию 11 сентября этого года месторождение сейчас простаивает из-за неоднократных аварий.
В эту среду министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что добыча нефти на Кашагане может возобновиться до конца этого года.
«Это [срок возобновления] будет известно по итогам всех анализов, которые проводятся. Они могут продлиться до середины декабря — так говорят подрядчики», — сказал Узакбай Карабалин.
Напомним, что первая авария произошла 25 сентября, то есть уже через две недели после долгожданного ввода в эксплуатацию. Тогда сообщили, что произошла утечка газа с искусственного острова D. Затем работы на Кашагане возобновились 7 октября, однако по состоянию на текущий момент добыча нефти не производится.
Профессор Института экономики министерства образования и науки Казахстана Олег Егоров считает, что простаивание Кашагана не выгодно иностранным инвесторам:
— Сроки ввода уже откладывались пять раз. Это значит недополучение нефти. Но ведь компании, вложившие в проект миллиарды долларов, не заинтересованы, чтобы добыча нефти откладывалась изо дня в день. Поэтому в их интересах как можно быстрее возобновить работу, получать добычу и окупить те средства, которые они уже вложили, — говорит он Азаттыку.
Бэла Сырлыбаева из Казахстанского института стратегических исследований связывает частые аварии на Кашагане с уникальностью месторождения.
— По состоянию на сегодняшний день Кашаган оказался самым трудным и самым дорогим в разработке. В течение нескольких лет даже откладывался запуск, и сейчас мы имеем несколько раз подряд технические остановки. Наверное, это связано с тем, что не были учтены все особенности, объективные трудности данного месторождения. В частности, это мелководье, которое требует принципиально иных подходов к бурению, к обеспечению экологической безопасности, к прокладыванию трубопроводов, — говорит Бэла Сырлыбаева Азаттыку.
Она считает, что возлагаемые на Кашаган надежды, что оно станет крупным источником прибыли для Казахстана, должны оправдаться.
— Конечно, надо учитывать и динамику цен на нефть. Энергетическая отрасль в мире всё больше диверсифицируется. Углеводороды хоть и доминируют сейчас в мировом энергобалансе, но уже не являются каким-то монопольным видом топлива. Тем не менее мировая экономика до сих пор в значительной степени зависит от нефти, — говорит Бэла Сырлыбаева.
Профессор Олег Егоров более скептично подходит к ожидаемой прибыли от этого проекта. По его словам, при оцениваемых запасах Кашагана в 1—1,2 миллиарда тонн нефти, реально извлечь можно максимум около 40—50 процентов, «чтобы добыть остальное, нет технологических приемов.
— Мы можем извлечь в лучшем случае где-то около 500 миллионов тонн нефти. Если в год будем извлекать по 40—50 миллионов, то этого хватит всего на 10 лет, — считает он.
Месторождение Кашаган представляет собой крупнейшую нефтяную залежь на Северном Каспии, с геологическими запасами в миллиарды баррелей. Разрабатывает месторождение международный консорциум North Caspian Operating Company B.V.
Правила комментирования
comments powered by Disqus