В Астану 10-11 декабря с официальным визитом посетит президент Исламской Республики Иран Масуд Пезешкиан.
«В рамках визита запланировано проведение переговоров на высшем уровне, в ходе которых будут обсуждены вопросы дальнейшего укрепления казахско-иранского сотрудничества в торгово-экономической, транспортно-логистической и культурно-гуманитарной сферах», — говорится в сообщении Акорды.
Визит иранского президента в Казахстан — это не рядовое дипломатическое событие. Если присмотреться к его маршруту за последний год, картина становится предельно ясной. Тегеран делает серьезную стратегическую ставку на Каспийский регион. Об этом в интервью «Eurasia Today» заявил азербайджанский политолог, публицист, глава политического клуба «Южный Кавказ» Ильгар Вализаде.
Вспомним: в начале года Пезешкиан был в Москве, затем последовали два визита в Азербайджан (официальный и рабочий), а после Казахстана его ждет Туркменистан.
Таким образом, он лично «закрывает» все каспийские государства. Это четкий сигнал: Каспий для современного Ирана — один из ключевых внешнеполитических приоритетов.
Почему именно Каспий?
Ответ лежит в геополитике. Ближний Восток, традиционная зона влияния Ирана, сегодня — это поле жесткой конфронтации и войны.
Возможности Тегерана для дипломатического маневра ограничены, а риски — высоки. В этой ситуации Центральная Азия и Каспийский регион выглядят для Ирана оазисом стабильности.
Здесь нет прямой военной угрозы, зато есть прагматичные соседи, готовые обсуждать экономику, логистику и безопасность.
Иран стремится переориентировать часть своей внешней политики с военно-политической конфронтации на экономическое сотрудничество и транспортные проекты.
Роль Казахстана в этой стратегии — ключевая.
Здесь сходятся все важные для Ирана нити:
Лидерство в Центральной Азии:Казахстан — главная экономика и политический центр региона, граничащего с Ираном.
Главный партнер на Каспии:У Казахстана самая длинная береговая линия. Любые проекты на море — от судоходства до экологии — невозможны без участия Астаны.
Ворота в ЕАЭС:Иран заключил соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Казахстан как один из его лидеров становится критически важным мостом для иранских товаров.
Звено коридора «Север-Юг»:Через Казахстан проходит восточная ветка этого глобального маршрута. Рост грузопотока по нему — общая выгода для обеих стран.
Партнер по безопасности в ШОС:В рамках Шанхайской организации сотрудничества обе страны работают над архитектурой азиатской безопасности, где могут быть уравновешены интересы разных держав.
Казахстанский баланс как преимущество
Этот визит — еще одно доказательство успеха многовекторной политики Казахстана. Республика умудряется одновременно и на высоком уровне развивать отношения с Западом (визит Борреля), и углублять партнерство с Россией и Китаем, и сейчас — демонстрировать открытость для сотрудничества с Ираном.
Казахстан мастерски превращает свою географию из вызова в преимущество, становясь уникальной «нейтральной площадкой», где пересекаются интересы даже антагонистических центров силы.
Наша задача — не дать этим интересам столкнуться здесь, а, наоборот, найти точки для взаимовыгодных проектов. Это и есть высший пилотаж дипломатии, обеспечивающий стране устойчивость и суверенитет.
Итоги визита Пезешкиана, без сомнения, будут позитивными и зададут тон сотрудничеству на годы вперед.
Но главный итог уже: в новой турбулентной реальности Казахстан подтвердил свой статус незаменимого регионального партнера, с которым хочет и нужно иметь дело каждая крупная держава.








Правила комментирования
comments powered by Disqus