После длительных обсуждений между Вашингтоном и Кабулом вопроса о присутствии в Афганистане американских войск после 2014 года, последние дни оказались весьма активными для США и Афганистана в этом плане.
Речь идет о проекте Двустороннего соглашения о безопасности (the Bilateral Security Agreement) между США и Афганистаном, который, по планам Белого дома, должен начать действовать с начала 2015 года и до 2024 года, а возможно, и позднее. Он, по настоянию Вашингтона, определяет достаточно широкие полномочия военного американского присутствия в этой стране в количестве порядка 15 тыс. военнослужащих. Эта сделка должна будет позволить Пентагону «распоряжаться по собственному усмотрению» девятью главными военными базами в Афганистане в восьми различных регионах страны. В частности, речь идет об авиабазах Баграм (к северу от столицы), Кандагар и Шораб (на юге страны), Шинданд (около западной границы с Ираном), Джелалабад и Гардез (на восточной границе с Пакистаном), а также об упрощенном доступе в международные аэропорты Кабула, Герата, Мазари-Шарифа и на ряд других стратегических объектов.
Этот документ также предусматривает нахождение в эксклюзивной собственности США военной инфраструктуры – как имеющейся, так и будущей. Военная техника и американские самолеты не должны будут подвергаться досмотру со стороны афганских властей, а американские военные будут иметь полный иммунитет и их нельзя будет задерживать или арестовывать в случае совершения ими преступлений.
Следует отметить, что в последний период пункт о выводе американских военнослужащих из под афганской юрисдикции наиболее остро обсуждался сторонами. Именно мирные жители страны весьма часто становились жертвами американских авиаударов и Кабул намеревался судить солдат ISAF (Международных сил содействия безопасности), виновных в гибели гражданского населения, настаивал на проведении судебных процессов у себя в стране.
Очевидная цель этого Двустороннего соглашения о безопасности состоит в укреплении Вашингтоном главенствующей роли не только в Афганистане, но и в сохранении постоянной военной точки опоры в стратегически важном для США регионе, включающем в себя юг России, Китай, Иран, богатый нефтью Каспийский бассейн. Именно эту задачу ставил перед собой Пентагон еще при подготовке к вторжению в Афганистан в 2001 г.
Безусловно, при рассмотрении этого соглашения официальный Кабул оказался вынужденным поступиться национальным суверенитетом. Но с другой стороны, отказ от него и полный вывод американских войск чреваты самыми отрицательными последствиями для нынешней власти, опасностью гражданской войны в стране и передала власти. Ведь сегодня Афганистан полностью зависит от внешней военной и экономической помощи, без которой Кабул не может себя прокормить и содержать собственную армию.
Но вместе с тем, сегодня в Афганистане заметно усиливаются антиамериканские настроения. На улицы городов все чаще выходят афганцы, недовольные политикой Вашингтона и нежелающие подписания любого соглашения, которое позволило бы войскам США оставаться в Афганистане. Росту такой враждебности способствовали многочисленные инциденты, повлекшие по вине американских солдат смерть афганских женщин и детей, надругательства над афганскими заключенными, сожжение сотен экземпляров Корана на военной базе США в 2012 г. и многие другие.
Безвыходность для нынешней власти в Кабуле ситуации была полностью просчитана в Вашингтоне, что позволило США в последние дни с более жестких позиций давить на афганскую сторону и исключить уступчивость на отдельные попытки Карзая добиться выгодных для Афганистана условий. В частности, несмотря на выдвинутое Карзаем предварительное условие в предоставлении Белым домом официальных извинений за гибель ни в чем неповинных мирных афганских жителей в ходе боевых атак американских беспилотников, такой шаг со стороны Обамы так и не последовал. Однако Б.Обама прислал афганскому президенту письмо на следующий день после подтверждения госсекретарем США о достигнутом с Кабулом компромиссе по соглашению. В этом письме, в частности, президент США подтвердил стремление Вашингтона «уважать суверенитет Афганистана» и пообещал, что американские военные не будут проводить массированные рейды как прежде, если, правда, «не возникнут экстренные обстоятельства с угрозой безопасности американским гражданам».
В этих сложных для официального Кабула условиях и в целях «разделить ответственность с народом» по решению весьма чувствительных для афганцев вопросов, Карзай вынес обсуждение соглашения о безопасности с США на созванный 21 ноября с.г. совет старейшин – Лойя-джиргу. Традиционно этот совет собирается по самым серьезным вопросам, состоит из 2,5 тысяч племенных старейшин, священнослужителей и политиков и является воплощением высшей воли афганской нации, которую весьма сложно преодолеть парламенту страны.
Однако, несмотря на достигнутые предварительно договоренности с американцами, президент Афганистана Хамид Карзай, обращаясь к Лойя Джирге, призвал совет отложить принятие пакта о военном и стратегическом сотрудничестве с США до президентских выборов в стране, намеченных на апрель 2014 года. В связи с тем, что сам Карзай, занимающий свой пост с 2004 года, не сможет по конституции баллотироваться на очередной (третий) срок и принять участие в этих выборах, указанный шаг афганского президента, безусловно, является его стремлением «переложить ответственность» в этом весьма сложном вопросе на своего преемника.
В этих условиях Вашингтон явно будет вынужден теперь усиливать свое давление на Киргизию, чтобы с уверенностью сохранить свои военные позиции если не в Афганистане, то в этом центрально-азиатском государстве для осуществления в будущем Пентагоном его военно-стратегических планов в регионе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus