В России произошел внезапный сдвиг в деле борьбы с незаконным оборотом афганских наркотиков. Многие годы российские власти считали присутствие США в Центральной Азии большей угрозой для национальной безопасности, нежели афганские наркотики. Но сегодня, когда жертвами наркотической зависимости в России становится все больше и больше людей, Кремль начинает поддерживать программы по борьбе с наркотрафиком даже при том, что российские власти по-прежнему с подозрительностью относятся к взаимодействию с Соединенными Штатами.
Россия переживает на настоящем этапе демографический кризис беспрецедентных масштабов. Тремя демонами российского социального апокалипсиса являются алкоголь, сердечнососудистые заболевания и наркотики.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и МВД РФ обнародовали недавно данные о сложившейся в стране поистине трагической ситуации в области потребления наркотиков. Порядка 8,5 млн российских граждан (т.е. около 6 процентов населения страны) страдают от наркотической зависимости, и это количество продолжает расти. Помимо всего прочего, в 2012 году по обвинениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, было арестовано 88 тысяч человек, а правоохранительными органами изъято 85 тонн наркотических веществ. Пожалуй, самой тревожной цифрой является 30 тысяч россиян, погибающих ежегодно из-за наркотиков.
Хорошо известно, что большая часть наркотиков, поступающих в Россию, приходит из Афганистана по центральноазиатским маршрутам. И все же до недавнего времени Россия блокировала предлагаемую США инициативу по созданию антинаркотической организации, призванной перекрыть эти каналы. Упорство Кремля коренилось главным образом в опасении чрезмерного усиления присутствия США в Центральной Азии. По сути, эта подозрительность в отношении намерений США и вынуждала Россию игнорировать собственные интересы, а именно работу по пресечению потока наркотиков в РФ.
Критика России в адрес проводимого США курса по непреследованию наркобаронов и неуничтожению маковых плантаций в Афганистане достигла апогея в 2011 году – хотя при этом совершенно игнорировался факт, хорошо известный американским военным, служащим в Афганистане, а именно, что представители российских вооруженных сил и должностные лица коррумпированы и представляют собой составную часть этой проблемы.
Но все это было два года назад. В конце 2012 года в Москве, судя по всему, прозрели, что подтолкнуло российское руководство взять новый курс в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Это стало шагом вперед по сравнению с прежней позицией, правда, не особо большим.
Главным недостатком российских антинаркотических инициатив была и остается озабоченность геополитическими проблемами, а не задачей сконцентрировать силы на борьбе с этим бичом России.
Так, например, совершенно ясно, что администрация Владимира Путина желает реализовывать программы, которые бы сводили роль США к абсолютному минимуму. Согласно выработанной Россией схеме, созданное многонациональное агентство по борьбе с наркотиками должно работать под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и координировать свои действия напрямую с отдельными странами-участницами организации. США, конечно же, не аффилированы с ШОС.
Кроме всего прочего, Россия неверно диагностирует причины заболевания. Власти, в частности глава ФСКН Виктор Иванов, убеждены, что проблемы России с наркотиками вызваны спросом, создаваемым транснациональными картелями, а не неурегулированной ситуацией в раздираемом конфликтом Афганистане, спросом в самой России и засильем коррупции в российских силовых структурах.
Не так уж заинтересован, похоже, Кремль и в искоренении коррупции на государственном уровне. Москва теперь полагает, что многостороннее антинаркотическое агентство, тесно взаимодействующее с погрязшим в коррупции правительством Афганистана, может быть эффективным в решении проблемы выращивания и оборота наркотиков на территории Афганистана. Это убеждение совершенно безрассудно.
То же самое относится и к сотрудничеству с Таджикистаном. Региональные аналитики давно полагают, что таджикские должностные лица самым непосредственным образом причастны к наркоторговле, но и Россия, и США продолжают оказывать помощь государственным структурам Таджикистана в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Подобное содействие, по мнению некоторых аналитиков, является просто выбрасыванием денег на ветер, а подключение Таджикистана к участию в работе многосторонней антинаркотической организации подорвет к ней всякое доверие.
Создание эффективной организации по борьбе с наркотиками в Центральной Азии и Афганистане – высокая цель, достоянная всяческой поддержки. Но подобная инициатива не будет иметь шансов на успех, пока ключевые страны не пожелают отринуть свои навязчивые геополитические идеи и не предпримут значительных усилий в деле укрепления экономической стабилизации Афганистана и искоренения коррупции на территории всего региона. Как ни печально, но до тех пор это будет не столько эффективная борьба с незаконным оборотом наркотиков в соответствующих областях, сколько сплошная говорильня и политическая поза.
Источник: russian.eurasianet.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus