Жизнь в Жезкенте, небольшом поселке городского типа в Восточном Казахстане, тесно связана с градообразующим предприятием – Жезкентским горнообогатительным комбинатом, или ЖГОК. Поэтому неудивительно, что каждый второй здесь – горняк. Есть целые рабочие династии, посвятившие жизнь комбинату. В семье Мусиных в шахте трудятся все мужчины – отец и пятеро сыновей. Глава семьи Капан Мусин объясняет: горнякам, металлургам, шахтерам свойственна преемственность поколений, когда сыновья идут по стопам отца, а то и деда. В таких семьях наследуются профессиональные качества и передается приверженность к определенному предприятию, трудовому коллективу.
Отец семейства Капан Мусин – опытный специалист, который работает в сфере электроэнергетики с 1972 года. Говорит, что никому из детей не навязывал своего мнения по поводу выбора профессии. «Была одна цель – чтобы выросли трудолюбивыми, получили надежную профессию, крепко стояли на ногах», – объясняет он. Но так уж вышло, что отцовский пример оказался заразительным – все сыновья пошли по его стопам, выбрав рабочие специальности. В результате, если сейчас посмотреть на рабочий день трудовой бригады Мусиных, получится, что их семья выстраивает производственный цикл целого предприятия.
Горняки работают в экстремальных условиях, и им необходимо сочетать высокую производительность труда с высокими стандартами безопасности. Поэтому перед началом добычи руды в выработке или на участке тщательно укрепляют кровлю – чтобы не обрушилась. Это очень важная и ответственная работа. Здесь трудится один из братьев Мусиных – Жастылек. Он мастер крепильного участка.
Добытую руду перевозят подземные погрузочнодоставочные машины, с легкостью поднимающие горные породы в несколько тонн. За рулем одной из них сидит старший брат Жастылека – Думан Мусин. За семичасовую смену водитель делает несколько рейсов и доставляет на специальный полог сотни тонн руды. Кстати, вождение спецтранспорта под землей требует особенных навыков и мастерства. Правила здесь строже, чем на поверхности, ведь в горизонтах шахты, кроме техники, работают сотни горняков. Думану приходится быть очень внимательным и осторожным.
Конечная точка маршрута – «скреперный полог», место, где выгружают руду. Здесь Думана встречает еще один представитель династии Мусиных – Жасулан. Он с помощью скрепера (землеройнотранспортная машина. – Ред.) собирает руду и через специальные рудоспуски загружает ее в вагонетки. Подземная железная дорога может длиться десятки километров, прежде чем руду доставят нагора. За исправность и хорошее состояние железнодорожных путей отвечает Тельман Мусин. А на «горизонте» шахты, где расположена подземная подстанция, трудятся старший и самый младший из Мусиных – Биржан и его отец Капан Жунисбекович. Причем сын, выбравший профессию отца, уже доказал свою успешность. Если Капан Мусин – дежурный на подстанции, то Биржан – энергетик, который координирует работу нескольких подстанций и распределительных узлов.
- Отец – наша поддержка и опора. Несмотря на то что у меня должность выше, у папы большой опыт работы. Он со мной делится тонкостями профессии, а я помогаю ему в сфере новых технологий и оборудования, – рассказывает молодой энергетик.
Дома я учу его уму-разуму, а на работе Биржан мой начальник, – шутит Капан Мусин. Он говорит, что труд горняков никогда не был легким, но всегда был почетным. «Я работаю с 18 лет. Сейчас любому, кто хочет трудиться, найдется работа, будь то город или село. Все зависит от самой молодежи – было бы желание работать».
Правила комментирования
comments powered by Disqus