В Туркмении начались облавы на женщин. Представительницы слабого пола, находящиеся поздно вечером на улице или в ресторане, рискуют оказаться в полиции. В этом случае им предстоит процедура сдачи анализов на наркотики и венерические заболевания
Облавы в Ашхабаде идут весь ноябрь. Проходят они следующим образом: в кафе или ресторан заходит группа мужчин в штатском и, схватив женщин, увозит их в отделения полиции. Причем задержанными могут быть как дамы, сидящие за столиками в одиночестве, так и те, кто находился в компании своих мужей. После одиннадцати часов вечера, когда в Туркмении закрываются увеселительные заведения, полицейские задерживают женщин, которые попадаются им на глаза на улице. По словам самих стражей порядка, эти меры направлены на борьбу с проституцией. Политологов известие о проводимых в Туркмении облавах не удивило. Подобные меры являются обычными для тоталитарных государств, считает эксперт по странам Центральной Азии Российского института стратегических исследований Аждар Куртов:
"Естественно, что при таком отношении к собственному народу, которое характерно для тоталитарных режимов, власть считает, что она имеет право вмешиваться во все без исключения сферы общественной жизни. В том числе, и в сферу регулирования нравственности. Неудивительно, что бороться за нравственность туркменские власти пытаются способами, далекими от понимания прав человека и демократии. То есть методом полицейских облав, проверок документов, унижающих человеческое достоинство и принуждения своих граждан к строго определенным нормам поведения, которые сами же эти власти и выдумывают".
Одновременно с информацией об облавах появились и слухи о том, что вскоре женщинам в Туркмении могут запретить садиться за руль. Туркменские власти хорошо известны тем, что на законодательном уровне вторгаются в частную жизнь граждан. Причем, эти инициативы выглядят крайне экстравагантно. Например, еще при прежнем президенте республики Сапармурате Ниязове были запрещены золотые зубы и ношение бород. Под запретом оказались цирк, балет и видеоигры. На этом фоне появившиеся недавно слухи о том, что вскоре в Туркмении женщинам запретят водить машины, не кажутся чем-то невероятным. Впрочем, иногда информация распространяется специально, чтобы дискредитировать правящий режим. И понять, что правда, а что преувеличение - бывает очень сложно, предупреждает Аждар Куртов:
"Туркмения - это закрытая страна, и поэтому информация о происходящем в этом государстве, выплескивающаяся во внешний мир, интерпретирована строго определенным образом с определенной целью туркменской оппозицией, находящейся в изгнании. Собственно, информация, которая сейчас гуляет по Интернету, является информацией от одной из таких организаций. В этом смысле она может быть не совсем объективной. Туркменская оппозиция, борясь с режимом, очень часто приписывает властям те намерения, которыми они не руководствуются".
Вождение автомобиля запрещено женщинам в Саудовской Аравии. То есть в государстве, формой правления которого является монархия, а идеологией - ваххабизм. Однако если подобный запрет введут и в Туркмении, это не будет означать, что республика встала на путь исламизации. У власти в Ашхабаде, как и в других центральноазиатских постсоветских республиках, находятся люди, выросшие еще во времена СССР. Поэтому крайне маловероятно, что они начнут насаждать нормы шариата, считает политолог Евгения Войко:
"С учетом их длительного пребывания в составе СССР и близости центральноазиатских республик к светскому стилю правления, говорить о том, что нормы шариата будут "сверху" распространяться в этих республиках, пока не приходится. В большинстве государств региона, несмотря на то, что там подавляющее большинство населения - мусульмане, действуют светские нормы. Хотя определенные попытки и желания радикальных кругов внедрить нормы шариата в Центральной Азии присутствуют. Да, такой интерес есть, но не со стороны администраций стран Центральной Азии".
Стоит добавить, что введения норм шариата не одобряет не только элита, но и население центральноазиатских стран. Так, согласно данным американской социологической службы Pew Forum on Religion & Public Life, за эту меру высказались только 35% опрошенных в Киргизии, 27% граждан Таджикистана, 10% респондентов в Казахстане и 8% граждан Азербайджана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus