Центрально-азиатский регион в силу своего геополитического и геостратегического значения в последние годы становится объектом самого пристального внимания и пересечения стратегических интересов ведущих мировых держав. Существуют мнения экспертов о том, что с предстоящим выводом военного контингента коалиционных сил НАТО из Афганистана резко возрастет террористическая угроза в странах Центральной Азии.
Однако более всего ситуация усугубляется возможной активизацией террористических и экстремистских формирований в связи с возвращением боевиков в свои родные страны. Речь идет о боевиках из Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана, воюющих сейчас в Сирии. Существенное влияние на обстановку оказывает деятельность подпольных экстремистских и террористических ячеек и групп в указанных странах, а также возможность дестабилизации общественно-политической ситуации в Кыргызстане и Таджикистане, что естественно отразится на безопасности всего Центрально-азиатского региона. В частности, немаловажным фактором, влияющим на ситуацию в указанных республиках, остается стагнация экономики, децентрализация власти и сильный отток работоспособного населения в страны СНГ. Большая часть трудовых мигрантов оседает в различных регионах России и там они не только становятся жертвами радикальных сил.
Оказавшись в такой обстановке, не имея идеологических барьеров, мигранты как губки впитывают идеи религиозного экстремизма и вдохновленные выступлениями оппозиционных сил, оправляются в горячие точки, чтобы стать опытными бойцами. Многие эксперты обходят стороной вопрос: Чем же на самом деле стала Сирия для воюющих там иностранных боевиков? Если глубже взглянуть на проблему участия иностранных боевиков в Сирии, то становится понятным, что это не просто зона боевых действий для обучения солдат религиозно-экстремистских организаций. Прежде всего, это возможность сколотить целые отряды и отработать тактику ведения боевых действий достаточно длительное время.
События последних лет, которые имели место в ряде стран, свидетельствуют об укреплении тенденции проведения терактов на объектах особой важности и в местах массового скопления людей. Тем самым террористы рассчитывают дестабилизировать обстановку в обществе, посеять панику, породить у населения недоверие в способность законных властей обеспечить безопасность мирных граждан, не говоря уже о социально-экономическом развитии государства.
Силы боевиков могут быть направлены для борьбы в любой другой стране. Готовы ли власти Кыргызстана и Таджикистана к такому развитию событий? В преддверии саммита ШОС в Бишкеке сотрудники ГКНБ Кыргызстана задержали в Оше группу террористов, переброшенных из Сирии. Задержанные боевики, оказавшиеся гражданами Кыргызстана и Казахстана, являлись членами международной террористической организации «Союз исламского джихада», которые принимали участие в боевых действиях в составе бандформирований на территории Сирии. Как было позже установлено, они прибыли в Кыргызстан по заданию главарей «Союза исламского джихада», которое заключалось в подготовке условий для переброски большой группы боевиков в южные регионы Кыргызстана. После подготовки каналов легализации для своих собратьев члены группы планировали совершить серию террористических актов в городах Бишкеке и Оше. Теракты должны были осуществиться в преддверии проведения важных общественно-политических и международных мероприятий.
Эти события показали, насколько реальна угроза проникновения боевиков на территорию стран, с нестабильной внутриполитической обстановкой. Примечательно, что правительство Кыргызстана и Таджикистана разделяют мнение экспертного сообщества о существующих угрозах и рисках возвращения боевиков, воюющих в Сирии, на их территорию КР. Но, что касается Казахстана, то власти этой страны предпочли «замазать» факты участия своих граждан в боевых действиях на территории Сирии.
Прогнозы дальнейшего развития ситуации дают основание полагать о вероятности возвращения граждан указанных стран из Сирии обратно с целью подготовки и совершения террористических и иных акций, направленных на дестабилизацию обстановки в стране. Проникновение боевиков в Кыргызстан и Таджикистан для создания подпольных террористических группировок, имеющих в своем составе террористов с опытом ведения боевых действий как в горной местности, так и в городских условиях, способных противостоять силовым структурам, формируют серьезную угрозу безопасности Центрально-азиатского региона.
Почему именно Кыргызстан стал страной, где наиболее вероятны факты переброски боевиков из Сирии? Надо признать, что сегодня в этой стране складывается достаточно сложная миграционная ситуация, в том числе обусловленная постепенным увеличением числа пребывающих на территории республики иностранных граждан и практическим отсутствием должного и действенного миграционного контроля и учета. Действующий в Кыргызстане безвизовый режим предоставляет гражданам отдельных иностранных государств, право пребывания в течение длительного времени без регистрации по месту жительства. В частности, гражданам 45 развитых стран, Таджикистана, Беларуси и Украины предоставлено право пребывания без регистрации до 60 суток, России и Казахстана до 90 дней.
Теперь стоит взглянуть на цифры, озвученные верховным муфтием Сирии Ахмадом Бадреддином Хассун, о количестве иностранных боевиков в Сирии. С Украины - 350, из Казахстана - 250, из Таджикистана - 190. По словам первого замдиректора ФСБ РФ Сергея Смирнова, порядка 300-400 человек выехали с территории России для участия в боевых действиях Сирии.
Все отчетливо понимают существующие угрозы активизации террористической деятельности на пространстве СНГ, но вопрос в том, насколько сильно правительство может противостоять этой угрозе. В тоже время происходят довольно удивительные вещи. В Казахстане политолог Азимбай Гали предложил принимать «джихадистов» из Сирии на работу в Комитет национальной безопасности и другие силовые структуры республики, так как у них мало обкатанных в боях сотрудников спецслужб, а тут такие ценные кадры.
В условиях безграничной глупости работа антитеррористических подразделений спецслужб Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана бессмысленна. Остается надеяться на страны-партнеры, на которых ложится бремя своевременно предотвращать развитие негативных процессов, могущих создать дополнительную угрозу безопасности в Центрально-азиатском регионе. Почему дополнительную угрозу? Децентрализация власти в Кыргызстане и Таджикистане, межклановая война в правительстве и силовых структурах уже сейчас является наиболее взрывоопасной угрозой для всего региона. В этой связи эти страны превращаются своего рода детонатор для распространения террористической угрозы в Центрально-азиатском регионе. И Казахстан здесь вовсе не исключение.
Правила комментирования
comments powered by Disqus