90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикистан: обзор событий за ноябрь 2013

05.12.2013 16:57

Политика

Таджикистан: обзор событий за ноябрь 2013

Внутренняя политика 

Политическая жизнь в стране находится на стабильном уровне. Анализ событий за месяц в Таджикистане демонстрирует, что главные события в стране напрямую связаны с прошедшими президентскими выборами.

К финалу президентской гонки были допущены 6 кандидатов: Эмомали Рахмон (действующий президент РТ); Исмаил Талбаков (Коммунистическая партия); Талибек Бухариев (Аграрная партия); Алим Бабаев (партия экономических реформ); Абдугалим Гаффаров (Социалистическая партия); Саидкафар Исманов (Демократическая партия). Безусловно, главный претендент и фаворит политической борьбы априори считался Эмомали Рахмон, который подтвердил экспертные прогнозы, получив 84% голосов при общей явке 87%. Остальные кандидаты получили символические проценты, максимальный из которых составил 5%, а минимальный 1% голосов. Подготовительный процесс традиционно сопровождался скандалами и обвинениями со стороны различных политических кругов о предвзятости властей, недобросовестной борьбы и привлечении административного ресурса президентом Рахмоном. 

К примеру, отказ в регистрации Ойнихол Бобоназаровой (беспартийная правозащитница, однако позже выдвинутая в качестве кандидата от Партии исламского возрождения Таджикистана), считавшейся главной фигурой от оппозиции, дал повод для массированной критики западным сообществом, а также нелояльным к президентской политике слоям таджикского общества. Аналогичным примером обвинения властей в нажиме на госаппарат является преследование (по статьям взятки, изнасилование, многоженство, злоупотребление служебным положением и т.д.) экс-министра промышленности и предпринимателя Зайда Саидова, арестованного весной 2013 после заявлений о создании партии «Новый Таджикистан». Необходимо отметить, что кандидатура Саидова также находила поддержку у широкой публики, а его финансовые возможности могли внести определенные коррективы во внутриполитический баланс сил. 

Между тем, по сообщениям властей страны, за выборами следили около 500 международных наблюдателей, главным представителем которых была делегация от БДИПЧ/ОБСЕ – порядка 180 наблюдателей, комиссия от стран СНГ – 159 человек, Парламентской ассамблеи СНГ – 35, Парламентской ассамблеи ОБСЕ – 48, Парламента ЕС – 9, ШОС – 7. К тому же, своих представителей на выборы направили такие страны как США – 33, Китай – 8, Великобритания – 8, Япония – 8. По всей видимости, власти страны стремились к широкому освещению избирательного процесса в мировых СМИ с целью получения дополнительных гарантий о конечных результатах выборов. 

Оценки о состоянии избирательного процесса в целом были положительными, хотя и отмечалось неравноправие в освещении кандидатских программ в СМИ с большим креном в пользу Эмомали Рахмона. Однако такой подход является спорным, т.к. напрямую зависит от материально-финансовой базы кандидатов в президенты. Отметим, что на фоне 4-го президентства команда Эмомали Рахмона не стала делать акцент на разработке кардинально новой политической программы, оставив прежние цели и задачи, а также выдвинув авторитет президента во главу угла. 

Касательно позиции международных игроков, можно отметить позицию Москвы, которая склонялась к неизменности политического режима в стране и наметившейся тенденции потепления межгосударственных отношений с Таджикистаном. Причем движение оказалось поступательным со стороны обоих государств, поспешивших удовлетворить взаимные интересы как по условиям нахождения таджикских трудовых мигрантов в России (возможность получения разарешения на работу сроком до 3 лет), так и по условиям размещения 201 российской военной базы на территории Таджикистана. Следовательно, для российско-таджикских отношений продолжение Рахмоном своих президентских полномочий является признаком реализации достигнутых накануне выборов принципиальных договоренностей. 

В результате проведенных народных избраний в Таджикистане начался новый виток политической активности, который по своей сути сводится к противостоянию между отдельными группами влияния по партийному и кланово-региональному признакам за влияние в стране. Речь идет о формировании нового кабинета министров. Одним из первых ходов в перестановке министерской свиты стало освобождение от должности министра обороны РТ Шерали Хайруллоева, занимавшего свой пост с 1995 г. Личность неординарная и порой противоречивая, но с учетом долгой службы на посту, безусловно, обладает значительным запасом ресурсов и инструментов влияния. Куда определит Хайруллоева президент далее – остается делом времени. Новым министром обороны стал Шерали Мирзо – экс-командующий пограничными войсками РТ. Кохир Расулзода, экс-глава Согдийской области сменил на посту премьер-министра Акила Акилова. Его пост областного руководителя занял Абдурахмон Кодири. Министром энергетики и водных ресурсов стал Усмонали Усмонов. Примечательно отметить, что министерство энергетики и промышленности согласно новой структуре правительства было разделено на: министерство энергетики и водных ресурсов, а также министерство промышленности и новых технологий, руководство над последним было отдано Шавкату Бобоеву. Министерство мелиорации и водных ресурсов упразднено. 

Министерских постов также лишились Хамрахон Зарифи, возглавлявший МИД, на смену которому пришел постоянный представитель РТ в ООН Сироджиддин Аслов. А министром финансов и министром транспорта стали Абдусалом Курбонов и Хайрулло Асоев соответственно. Свои должности сохранили руководители МВД, ГКНБ, министерства здравоохранения, минюста, министерства сельского хозяйства и др.

Главным кадровым (и не только) событием ноября стало назначение Рустама Эмомали на пост главы таможенной службы РТ, сменившего Гуреза Зарипова. Сыну президента сейчас 27, а за его плечами несколько крупных руководящих постов как к примеру Президент Федерации футбола РТ, начальник управления по борьбе с контрабандой и т.д. Подобная рокировка в кадровой политике властей страны, по всей видимости, указывает на перспективность политической карьеры молодого функционера. Т.е. кресло главного таможенника страны явно не предел и после определенного срока, и получения базового опыта по специфике и тонкостям госсистемы с междуэлитным противостоянием, президент будет выдвигать своего сына на более ответственные государственные посты. Иначе вводить Рустама Эмомали в систему без дальнейших планов на родственную преемственность власти было бы бессмысленным шагом. 

Экономика

Экономическое состояние Таджикистана на сегодняшний день находится на низком уровне. Как в Кыргызстане, значительная подпитка национальной экономики приходится на денежные перечисления трудовых мигрантов, сумма перечисления которых за второй квартал сего года составила более 1 млрд. долл. США., а в общем за год – 1,6 млрд. долл. Однако внешний долг страны, по сравнению с его северным соседом составляет 2 млрд. долл., что существенным образом влияет на суммах его обслуживания нежели в Кыргызстане. По отношению к ВВП внешний долг колеблется на рубеже 25-26%. 

Экономический курс взятый за основу властями Таджикистана нацелен на развитие энергетической промышленности, а также его составляющими: гидроэнергетика с развитой инфраструктурой для экспорта электричества зарубеж. Таким образом, Душанбе форсирует привлечение иностранных инвесторов для развития своего энергетического потенциала. Таджикское руководство проводит переговоры с китайской, турецкой сторонами, которые в свою очередь также заинтересованы в извлечении материальных выгод от обширных запасов водных ресурсов. К тому же, на современном этапе активно обсуждается проект CASA-1000, способный позволить Таджикистану и Кыргызстану экспортировать свое электричество по средством строительства высоковольтных ЛЭП. Против этого выступает Узбекистан, который заинтересован в неизменности ситуации связанной с возможностью получения дешевого, а иногда и бесплатного электричества. Как далеко зайдет политика Узбекистана по блокированию всех инициатив стран верхнего течения покажет время.

Исходя из этого, ситуация в энергетическом секторе Таджикистана, а также Кыргызстана все больше приобретает геополитический оттенок, а число заинтересованных сторон в освоении водных ресурсов растет. Растущее влияние иностранного капитала на процесс принятия решений в этом случае также встает на новую ступень, которая в перспективе может негативным образом отразится на общественных процессах в Центральной Азии. Позитивным моментом в этом случае является нивелирование саботажной деятельности узбекских властей. В отношении внутриполитической составляющей, анализ показывает, что проведенная рокировка в правительстве делает акцент на привлечении более молодых управленцев для формирования новой команды. Старую «гвардию» президента Рахмона по всей видимости, ждет серия «испытаний», в результате которой станет очевидной лояльность тех или иных ее членов, в ином случае отсев неугодных Рахмону политических фигур. Следующий семилетний срок пребывания Эмомали Рахмона в должности президента, в большей степени, будет направлен на подготовку должного фундамента для Рустама Эмомали, а также выявления кандидата на протекционистскую «должность» для нового председателя таможенной службы Таджикистана.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

05.12.2013 16:57

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Дни рождения:

58,5%

населения Таджикистана имеет доступ к питьевой воде

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31