На пороге новых экономических и политических преобразований Кыргызстан замер в ожидании. От Таможенного союза республика ждет резкого подъема производства и экономики, а евразийство рассматривает как надежное партнерское плечо и спину, за которой можно спрятаться.
В реальности же у Кыргызстана нет четкого плана действий для активного участия в интеграционных процессах. Но со стороны многие наши процессы видятся по-другому. Как? Об этом в интервью ИА «24.kg» рассказал шеф-редактор журнала «Однако. Евразия» Семен Уралов.
- Безусловно, кыргызстанцев интересует евразийская интеграция. Что нас ждет, чего ждут от нас, какие у нас шансы?
- У стран Таможенного союза никакого выбора нет. Несмотря на независимость, мы являемся одним народно-хозяйственным комплексом. Кроме того, мир глобально переформатируется. Американская модель управления движется к концу. Это связано с тем, что Америка фактически подошла к банкротству. Единственный шанс безболезненно выйти из этой истории - устроить большую войну. И первая, и вторая мировые войны были столкновением интересов, в ходе которых население становилось бедным, а капитализм сбрасывал издержки на его плечи. Вопрос выживания - это вопрос формирования региональных торговых зон, что происходит в Южной Америке, в Китае. Интеграция в Евразии также связана с выживанием, а не с получением бонусов, барышей, сверхзаработка. В Кыргызстане больше обсуждают Таможенный союз, который подразумевает отсутствие границ. Но для того чтобы ликвидировать внутренние границы, нужно обеспечить безопасность внешних рубежей, как это было в Советское время.
Торговые, культурные, политические интеграционные процессы без внешнего периметра безопасности невозможны. Кыргызстан находится в высокой зоне риска, связанного с отсутствием внятной безопасности на юге и выводом войск из Афганистана. Дело даже не в талибах, а в планах США поджечь эту территорию. Они активно играют в Узбекистане, где ожидается смена власти, в Афганистане и не дают возможности образоваться на территории КР крупному союзу. Для правильного понимания интеграции нужно смотреть в целом на Евразию. Глядя только на Кыргызстан, Грузию или Украину, понять это невозможно. В Киеве сейчас происходит такая же дестабилизация. Аналогичная ситуация была в 2008 году в Осетии. Как и в любой войне, будут победители и проигравшие, что устоит - попадет в ядро союза, а что-то окажется за периферией. К примеру, Югославия была великолепной страной, и что от нее осталось? Кто-то, как словенцы, успел спрыгнуть под крышу Италии. Кто-то не успел, где-то война идет до сих пор. Кто-то превратился практически в средневековое государство, как Албания и Косово, где премьер-министр торгует органами.
На евразийскую интеграцию нужно смотреть без розовых очков. Кыргызстану следует бороться с излишними иллюзиями. Одни думают о том, как всем будет хорошо в Таможенном союзе, другие таких надежд не испытывают.
- Кыргызстан все-таки надеется, что существующие проблемы мгновенно решатся.
- Это инфантилизм, с которым нужно бороться. В любом случае что-то приобретешь, а что-то потеряешь. Интеграция равносильна брачному союзу. Чем-то придется поступиться, от чего-то отказаться, но взамен получишь бонусы.
Больной проблемой для Кыргызстана является рынок «Дордой». Он сформирован на прозрачной границе и сером импорте. За взятку можно провести все что угодно. В Таможенном союзе торговля будет упорядочена. Никто не согласится на то, чтобы Кыргызстан стал источником контрабанды. Принцип «купи-продай» рано или поздно закончится. На нем нельзя долго существовать. Безусловно, будет бунт лавочников, но общеэкономическая ситуация в мире их ликвидирует.
- Какие отрасли мы должны развивать? Какой товар Кыргызстан может предложить союзу?
- Вопросы индустриализации в КР не решаются. Индустрия дает много рабочих мест и по сопутствующим отраслям. К примеру, производство тракторов влечет за собой создание дилерской сети, станций техобслуживания и обучение специалистов. Нынешняя структура экономики никуда не годится. В ТС будут востребованы единицы товаров из КР: высококачественный алкоголь, мед, сельскохозяйственные продукты (если решить вопросы фитосанитарного контроля), изделия легкой промышленности, которая зависит от поставок сырья из Китая. Преимуществом республики является близость к будущему центру развития - Юго-Восточной Азии. В Кыргызстане достаточно квалифицированная рабочая сила и свободные промышленные площадки. Но нужно ориентироваться не на Москву, а на Урал и Сибирь. Есть шанс освоить этот рынок, так как республика очень маленькая - всего один субъект федерации. Не надо распыляться на всю Россию, следует акцентировать внимание на 5-6 регионов.
- Где Кыргызстану взять деньги на переформатирование экономики?
- Своих денег нет и не будет. Ждать не надо, нужно предлагать. Если здесь будет обеспечена безопасность, начнется строительство предприятий. Беларусь строит в Казахстане цех по сборке тракторов. Россия возводит в Беларуси атомную станцию. В КР есть проекты в гидроэнергетике. Следовательно, нужно предлагать дополнительные объекты.
- Вопрос стоит больше не в экономических, а политических выгодах? Тем более что Кыргызстан нацелен на многовекторность.
- К сожалению, многовекторность ни к чему хорошему не приведет. Нужно выбирать и держаться принятого плана. Я не вижу от Кыргызстана пакета предложений. ОДКБ активно расширяется, вкладывает деньги в авиабазу в Канте, на юге страны. Логично было бы просить россиян возобновить подготовку летчиков. Главная ошибка кыргызстанцев - ожидание хорошей жизни. Нужно смотреть, как работают армяне. Они ничего не ждали, а сорвались и побежали вперед. Вопрос не в том, что кто-то не дает, а в том, что нет инициативы.
С таким подходом далеко не уйдешь. Союзничество предполагает доверие. Там, где надо, могут прищучить и посадить олигарха, как это было в Беларуси. Но на общее сотрудничество разборки не повлияли. Если говорить словами Александра Лукашенко, любой союз - это частичная утрата суверенитета. Причем теряет не только Кыргызстан, но другие страны ТС. Все зависит от воли первых лиц государства.
- Будет ли Россия увеличивать свою военную составляющую в республике в связи с выводом войск из Афганистана?
- Насколько мне известно, это приоритетные планы. Контроль границ будет многоуровневый. Усилятся базы в Таджикистане и Кыргызстане и ПВО с Казахстаном. В Евразии все завязано до такой степени, что безопасность в КР автоматически сказывается на ситуации в РК и РФ.
- Не исключено, что Бишкек повторит киевские события после того, как республика вступит в ТС, так как сотни предпринимателей останутся без работы. Можно ли ожидать помощи от союзников?
- Если власть не будет жесткой, то ее просто снесут. Главное - правильно реагировать на протесты. Родовые отношения до хорошего не доведут. При этом я не говорю, что нужно подавлять митинги. К примеру, во время событий на Болотной площади в Москве поставили ограждение, металлоискатели. В Киеве пошли на уступки, открыли центральные улицы. К чему все привело? Ленина снесли, здания захвачены, пропавших без вести никто не может сосчитать. Милиция не регистрирует кражи в центре города, чтобы не наводить панику.
Для Кыргызстана спасением стала бы союзная армия с Россией, как было в Советском Союзе. Этого не нужно бояться. Безопасность - вещь, выходящая за пределы государства.
- Не станет ли Евразийский союз прототипом советского?
- Вернуться назад невозможно. В этом и заключается главная иллюзия евразийства. Это вызывает завышенные ожидания и огорчения. Такого же союза больше не будет. Очевидно, что Бишкеку никогда не стать Москвой.
- Не столкнемся ли мы с проблемами Евросоюза?
- Это неизбежно. Есть развитые, богатые страны и бедные. По сравнению с маленькой Европой в Евразии есть ресурсы. Нам не нужно строить спекулятивную экономику. Итальянские джинсы стоят 100 евро, а кыргызская швея сошьет не хуже и за 10 евро. В Европе высокие налоги на добавленную стоимость. Мы, как в анекдоте, живем на эти 90 евро. Кроме того, в ЕС существует зависимость от энергоресурсов. Мы этих проблем можем избежать. Евразийский союз станет чем-то схожим с союзом между США, Канадой и Мексикой. Кыргызстану необходимо определить, кем он станет - Канадой для США или Мексикой, где нет порядка, процветает нелегальная поставка мигрантов, складывается непонятная ситуация с наркотрафиком.
- Кыргызстанские власти строят грандиозные планы на 2014-й. Есть ли шанс вступить в союз в наступающем году?
- Вопрос не в том, когда вступить в Таможенный союз, а как начать восстановление экономики. Проекта сейчас нет, есть только набор «хотелок». Более того, никто предметно над ним не работает. В базовой стратегии развития экономики упор сделан на гидроэнергетику. Поэтому сейчас кыргызстанцам нужно ехать в Минск или на Урал и договариваться о строительстве заводов. Не будем же мы просто наслаждаться новыми ГЭС.
- Нам гордость не позволяет ехать в Минск...
- Можно ответить фразой из кинофильма «12 стульев»: «Никогда Воробьянинов не протягивал руку» - «Так протяните ноги, старый дуралей». Бакиев де-факто находится в заложниках в Минске. Если его выпустить, американцы начнут разыгрывать новую партию. Какие бы отношения у нынешней власти ни были с Бакиевым, нужно быть благодарными белорусам за то, что его там спрятали. Нахождение в Беларуси гарантирует, что он не попадет в лапы Британии и США. Иначе произошла бы новая волна поднятия юга. Сейчас он не будет участвовать в политике, а будет тихо сидеть в Беловежской пуще. Есть личные обиды, но нужно отступить на шаг и разумно посмотреть на ситуацию другими глазами. Евразийство не потерпит амбиций и неоправданных иллюзий.
Правила комментирования
comments powered by Disqus