Рост ксенофобии среди россиян очевиден. В этом году зафиксирована самая высокая волна негативизма, причем она крайне неравномерная. То есть в различных регионах мы можем наблюдать отличный от столичного региона уровень ксенофобии. Но этот негатив возник не два и не три года назад, он развивался на протяжении многих лет и отчужденность в совокупности с проявлениями нацизма, впитало в себя не одно поколение. Вспомните, как относились коренные жители столицы к гражданам из других регионов, переехавшим в Москву - «понаехали... лимита», «Москва не резиновая».
Стоит ли удивляться, если сейчас как никогда раньше в обществе высок процент реакционно-настроенных граждан. На протяжении всего 2012 года фиксировался рост протестных настроений как среди жителей центральных, так и во всех других федеральных округах. «Рост тревоги, настороженности и отсутствие представления о некотором обозримом будущем» - таковы были результаты социологических исследований. 60% россиян живут, словно по инерции, 15%-20% опрошенных ждут ухудшения, и лишь 10%-15% респондентов ждут какого-то улучшения ситуации в стране на данный момент.
Все говорят о наплыве мигрантов в Россию, поднимают вопросы нелегальной миграции и необходимости введения квот на трудовые ресурсы из-за рубежа. Но никто не задумывается об эмиграции российских граждан. Россию покидают около 100 тысяч граждан в год. И большую часть составляют молодые, образованные люди в возрасте 30-35 лет, обладающие хотя бы небольшим капиталом, чтобы осесть в европейских странах.
Точных данных о распределении потоков эмиграции россиян нет, но судя по опросам респондентов даже экономическая лихорадка западно-европейских стран лучше, чем «немытая Россия».
Говоря о проблеме ксенофобии российского общества, стоит подчеркнуть, что общество протестует против мигрантов, считая, что они отбирают рабочие места у постоянного населения. На самом деле, мигранты стали лишь жертвой страхов и неуверенности россиян в завтрашнем дне. Люди не понимают, что происходит в стране, и когда СМИ начинают проталкивать угрозы экстремизма, нелегальной миграции и т.п., они показывают направление удара.
Когда эта волна сойдет, люди заговорят о неспособности властей провести рационализацию рынка труда, хотя сейчас отдельные сдвиги уже происходят. Под флагами нацизма группы активистов начнут громить все, что посчитают враждебным, но мигрантов уже не будет, либо эта тема станет не актуальной. Разве власть застрахована от этого?
Раздумывая над этими явлениями, понимаешь, что национализм породили чувства неуверенности, незащищенности населения и отсутствии понимания «что же будет завтра». Власть воспринимается коррумпированной, несправедливой, не отвечающей социальным ожиданиям населения в наведении порядка, защиты. Если сегодня мы позволяем нашим подросткам избивать граждан других стран из-за того, что у них другой цвет кожи или они не умеют говорить по-русски, то завтра нам, людям сохранившим чувство толерантности, тоже придется покинуть свои дома. Мы станем враждебными тому обществу, которое считает, что «Россия только для русских».
Правила комментирования
comments powered by Disqus