В последнее время в мире всё чаще обсуждают введение в национальные энергетические системы АЭС из малых модульных реакторов (ММР). Не стала исключением и Центральная Азия. На прошлой неделе в Ташкенте прошла конференция, которая так и называлась: «Ядерные горизонты: развертывание ММР и интегрированные энергетические системы». Участвовали в мероприятии специалисты-атомщики Казахстана и Узбекистана.
Более того: ещё 15 октября Агентство по атомной энергии РУз и «Росатом» подписали контракт на строительство малой АЭС в Узбекистане на 330 мВт мощности. Таким образом, Узбекистан делает серьёзный вклад в энергетический суверенитет региона. Причём без всяких референдумов и консорциумов. По прогнозам, к 2050 году потребность РУз в электроэнергии увеличится вдвое. Поэтому действия Ташкента понятны и оправданы.
Повод выпустить когти
Вряд ли путь Узбекистана к энергетическому суверенитету будет спокойным. За то, что Ташкент «посмел» подружиться с «Росатомом», его будут системно травить в СМИ и соцсетях на протяжении всего строительства. К примеру, не так давно одно таджикское издание подняло вопрос целесообразности строительства АЭС в регионе. Выступал некий «главный инженер одной из ГЭС Таджикистана на условиях анонимности». Есть такая технология информационной войны — называется: «Ссылка на авторитет». К слову, надо всегда помнить, что любой, даже самый выдающийся и уважаемый специалист может либо добросовестно заблуждаться, либо недобросовестно вводить в заблуждение — такие случаи тоже известны. Поэтому неоспоримым доказательством ссылка на авторитет быть не может.
В общем, этот самый «главный инженер» сказал:
«После Чернобыля и Фукусимы многие страны отказываются от возведения атомных станций, так как для возможных последствий аварий потребуются сотни миллиардов долларов, не говоря уже о таких более важных моментах, как потери человеческих жизней и нанесение непоправимого вреда окружающей среде. Тем более деньги, обычно под давлением местной общественности, а иногда и международного сообщества, нужно будет находить в кратчайшие сроки».
Но действительно ли многие страны отказываются от АЭС? Увы, но — нет. Более того: о намерениях утроить свои мощности по производству атомной энергии в ближайшие годы заявили уже 25 стран, половина которых — европейские.
К примеру, мало, кто знает, что Билл Гейтс за несколько лет вложил более $1 млрд инвестиций в стартап TerraPower, который разрабатывает усовершенствованные реакторы. Ну а компания Джеффа Безоса Amazon в марте этого года заплатила $650 млн за кампус центра обработки данных с ядерной установкой в штате Пенсильвания.
Американское Министерство энергетики тоже не отстаёт от частного капитала: оно собирается вложить дополнительно $900 млн в передовые ядерные технологии, включая ММР, которые «обещают быть более безопасными и экономичными».
Правительство Канады — ещё одной развитой страны — собирается заплатить $2,5 млн за исследования ММР. В исследованиях по этой теме канадских специалистов вообще сказано, что строительство новой атомной электростанции увеличит ВВП Канады более чем на $90 млрд и создаст тысячи рабочих мест в течение всего проекта.
Что касается Азии, то Узбекистан и Казахстан — вовсе не единственные страны континента, которые намерены строить АЭС. Южная Корея инвестирует $1,8 млрд в разработку усовершенствованных реакторов следующего поколения. В Индии премьер‑министр Нарендра Моди заверил, что установленная ядерная мощность его страны увеличится более чем на 70% за счёт семи новых реакторов, которые построят в стране в ближайшие пять лет.
Что касается Европы, то наблюдатели отметили один любопытный момент. Когда Урсула фон дер Ляйен стала главой Европейской Комиссии во второй раз, в её состав, хоть и со скрипом прошла испанка Тереза Рибера — на пост комиссара по конкуренции. Это - та самая Рибера, которую в самой Испании называют «могильщицей АЭС». Именно она должна будет отвечать в ЕК за «чистоту энергоперехода». И хотя Рибера — единственная в Еврокомиссии, кто выступает против развития ядерной энергетики в Европе, она, вступая в должность, заявила, что, хотя относительно АЭС у нее и есть своё мнение, мешать строительству новых атомных станций в государствах Евросоюза госпожа комиссар не будет. Если эти проекты получат государственную поддержку.
Сколько стоит свобода?
В начала октября этого года торговая ассоциация представителей ядерной энергетики в Европе Nuclear Europe обратилась к правительствам стран ЕС с двумя просьбами: помочь максимально использовать существующие атомные электростанции и ускорить ввод в эксплуатацию новых мощностей. Кроме того, ассоциация потребовала разработать
«...чёткие планы по использованию ядерной энергии, отвечающие целям, поставленным в рамках климатических соглашений Организации Объединённых Наций, и продемонстрировать свою приверженность ядерной энергетике, подавая чёткие сигналы рынкам, потребителям и инвесторам».
Лидер Европы по мощностям АЭС — Франция тоже решила не отставать от общих трендов. Сейчас у неё — более полусотни работающих реакторов, которые дают по разным оценкам от 70% до 75% всей вырабатываемой французами электроэнергии. Однако в ходе недавних кампаний по выборам в европейский и национальный парламенты президент Франции Эммануэль Макрон заявил о необходимости и возможности построить шесть новых АЭС. Лидер политической партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен говорила и вовсе о двадцати АЭС.
В июле этого года британская ассоциация ядерной промышленности (NIA) подала заявку на получение обоснования конструкции ММР компании Rolls-Royce. По словам британцев, это — первый проект ММР, созданный в Великобритании. СМИ Британии сообщают, при этом, что Rolls-Royce достигла соглашений с властями Нидерландов и Чехии о разработке в их странах атомных мини‑электростанций. Эту технологию также стремятся внедрить Финляндия, Швеция и Эстония. Два больших реактора мощностью 2070 МВт собираются строить совместно Франция и Словакия. В октябре прошлого года о строительстве двух новых атомных турбин на электростанции Козлодуй объявило правительство Болгарии.
После начала СВО на Украине министр окружающей среды Италии Джильберто Пикетто-Фратин объявил, что до конца 2022 года в его стране введут новые правила, разрешающие использование ядерных технологий. По словам министра, новый свод законов об атомной отрасли должен вступить в силу в 2025 году. Пикетто-Фратин тогда же — два года назад - заверил Financial Times, что, по данным Foro Nuclear, 11% общего объёма потребляемой Италией в 2050 году электроэнергии (35 ГВт) будет иметь «ядерное» происхождение.
Также известно, что в середине 2023 года Министерство климата и окружающей среды Польши одобрило проект строительства первой в стране АЭС. В этот объект Варшава намерена вложить 60 млрд злотых (14 млрд евро) в период с 2025 по 2030 годы.
О том, что в Турции строится АЭС «Аккую», а в Венгрии - «Пакш», СМИ Европы не распространяются. Видимо, потому, что их строит «Росатом». Однако планов, связанных с этими проектами, никто не отменяет — энергетический баланс региона вовсе не зависит от государственной принадлежности того, кто его обеспечивает. Главное — технологии должны быть безопасными. Ну а раз станции до сих пор строит «Росатом», значит, в Анкаре и Будапеште ему доверяют...
Теперь — о грустном для Европы событии. Дело в том, что свой статус «локомотива ЕС» Германия утрачивает огромными темпами. Потому что под давлением «защитников природы» - как внутри, так и извне, немцы в борьбе против атомной энергии демонстрируют рвение, достойное лучшего применения. Германия вложила в «зелёную повестку» за 20 лет огромные деньги — 600 млрд евро. Это сократило выбросы в атмосферу на 25%, и, вроде бы, немцам есть, чем хвалиться. Однако профессор Норвежского университета науки и технологии (NTNU) Ян Эмблемсвог недавно подсчитал, что если бы Германия вложила эти же самые деньги в строительство и развитие сети АЭС, не закрывая действующие, то выбросы CO2 в атмосферу снизились бы еще на 73% от указанных выше. Промышленность же получила бы дополнительно энергии на 300 млрд евро.
Любопытно, что образцом в плане соблюдения «зелёной повестки» деятели сектора «экологических НПО» называют именно Германию. Тем не менее, наблюдатели говорят: эта самая повестка как раз и была придумана американцами для того, чтобы оставить немцев без дешёвого «атомного» электричества. То есть, остальному миру, включая страны Центральной Азии, не стоит бежать за веяниями, не имеющими ничего общего с реальной картиной. Потому что как выяснилось по факту, суверенитет стран Центральноазиатского региона не нужен никому, кроме их самих.
Правила комментирования
comments powered by Disqus