Масштабная градостроительная программа реконструкции Ашхабада, где сформировался неповторимый архитектурный стиль, является ключевым аспектом концепции развития главного города страны с расчетом на долгосрочную перспективу. Но современные преобразования - это не только влияние духа времени, новейших технологий и достижений мировой архитектурной практики. В их основе лежат глубокие местные традиции, многовековой опыт зодчества, истоки которого на туркменской земле совпадают с самыми ранними цивилизациями далекого прошлого.
Туркменские археологи в составе международных и национальных экспедиций ведут раскопки ряда известных городищ, хранящих следы строительной культуры туркменского народа. Все они - ярчайшие материальные свидетельства глубоких корней современной урбанистики и того расцвета градостроительства и архитектуры, который происходит на наших глазах.
…Мерв - настоящий мегаполис древнего мира - возник на плодородной почве оазиса реки Мургаб и представляет собой систему расположенных совсем рядом городищ, относящихся к разным эпохам. В то время, как в других древних городах было принято возводить новые поселения прямо на месте старых, здесь пятно застройки в каждую эпоху смещалось вслед за руслом реки и ее дельтовых протоков, менявших свое течение в направлении с востока на запад. В результате современный Мургаб, где стоит ныне город Мары, сместился от своего древнего русла примерно на 30 километров!
Развалины городищ Мерва занимают сегодня тысячи гектаров. Гонур-депе, Яз-депе, Эрк-кала, Гяур-кала, Чильбурдж, Султан-кала, Абдуллахан-кала, Байрамалихан-кала - за каждым из этих названий - многовековая история взлетов и падений царств и династий, история войн и непрерывная летопись созидания, возрождения города после острейших социальных потрясений. А сегодня это настоящий клондайк для археологов, которые теперь приезжают сюда из разных стран мира и год за годом ведут раскопки на марыйской земле, продолжая научные традиции своих предшественников.
Мерв - название не только одного из древнейших городов Востока, но и всей его округи в старой дельте реки Мургаб. С незапамятных времен эти земли привлекали людей своим плодородием и обилием воды. В эпоху бронзы благодатный край, названный позже страной Маргуш, или Маргианой, заселили земледельческие и полукочевые племена, создавшие уникальную культуру древневосточного типа, признанную ныне таким же самостоятельным центром мировой цивилизации, какими были Месопотамия, Египет, Индия и Китай. Собственно Мерв возник примерно в VII веке до н.э. на месте нынешнего городища Эрк-кала и очень быстро стал центром всего оазиса.
В начале IX века в Мерве поселился хорасанский наместник Халифата ал-Мамун, сын халифа Гаруна ар-Рашида. В 813 году ал-Мамун сам стал халифом, но еще долго после этого проживал в Мерве. Историки указывают, что в тот период город фактически играл роль столицы Халифата - все указания и назначения по всему арабскому государству шли оттуда. В это время Мерв пережил короткий, но блестящий период в своей истории. Архитектурных памятников IX века не осталось, но известно, что в Гяур-кала была восстановлена первая в Мерве мечеть Бану Махан - ее следы нашли археологи. Большой подземный резервуар для воды с провалившимся куполом -вот единственный ориентир, по которому теперь можно отыскать былой комплекс легендарной мечети.
В X-XI веках наступила эпоха небывалого культурного подъема, когда в Мерв стекались лучшие умы мусульманского мира, поэты, художники и зодчие, оставившие потомкам свои нетленные произведения. Достаточно назвать живших здесь немало лет Омара Хайяма и Фахр ад-дина Гургани - автора романтического эпоса «Вис и Рамин». Ровно тысячу лет назад Мерв стал самым большим городом Центральной Азии и одним из крупнейших на всем мусульманском Востоке: вместе с пригородами его площадь достигала 1800 гектаров, а численность населения - 150 тысяч человек. Учитывая, что основная масса городов имела в ту эпоху от двух до пяти тысяч жителей, можно представить масштабы сельджукского Мерва. Он вырос из бывшего западного предместья Гяур-кала на канале Маджан, куда еще в середине VIII века халиф Абу Муслим перенес правительственную резиденцию, базар и построил соборную мечеть.
Сегодня почти на этом месте стоит мавзолей султана Санджара. Кроме этого грандиозного сооружения среди руин Мерва высятся всего несколько памятников архитектуры той блестящей эпохи, ставшие обязательными пунктами посещения для туристов и паломников. Это маленькая поминальная мечеть Мухаммеда ибн Зейда с великолепным убранством фасада и интерьера, близкие ей по стилю мавзолей Худайназар-овлия и мечеть Талхатан-баба, совсем миниатюрные шедевры старых мастеров - мавзолеи Кыз-биби и Абдуллы ибн Бурейды, а также более поздние сооружения: мавзолеи асхабов, мечеть Ходжа Юсупа Хамадани и, конечно, все еще загадочные глиняные замки Большая и Малая Кыз-кала с их суровым ритмом плотно прижатых полуколонн, образующих гофрированные фасады.
Буквально на каждом километре марыйской земли можно увидеть то или иное свидетельство далекого прошлого. Вокруг столичного мегаполиса еще с парфянских времен существовала густая сеть городков и отдельно стоящих богатых усадеб. Иногда не ясно, где остатки собственно города, а где был конгломерат разросшихся деревень. В Х веке горожане составляли, по некоторым оценкам, около 40 процентов от общего числа жителей оазиса. Вся эта урбанистическая картина в округе Мерва, так же, как и в других высокоразвитых городских центрах Туркменистана, радикально изменилась после монгольского нашествия: достичь прежнего уровня оазис уже не мог не только вследствие частых политических катаклизмов, но и природных факторов. Климат становился все засушливее, пастбища истощались, Мургаб мелел, сокращались посевные площади и люди стали покидать родные места. Прошло без малого двести лет, прежде чем Мерв вновь поднялся при султане Шахрухе, когда выросла новая городская территория, обнесенная мощными стенами, известная ныне под названием Абдуллахан-кала. А в XIX веке оазис снова открылся миру, теперь уже благодаря путешественникам и ученым из Европы и России...
Правила комментирования
comments powered by Disqus