В отсутствие надежной информации о самом изолированном из центральноазиатских государств туркменским обозревателям зачастую приходится полагаться на непроверенные слухи. Последняя публикация на оппозиционном сайте Gundogar.org изобилует подобного рода сообщениями о режиме наибольшего благоприятствования, который якобы установлен властями для членов президентской семьи и их деловых интересов.
Автор не указывает источников своей информации, возможно, в целях их защиты. С другой стороны, это не позволяет отделить подлинную информацию от преувеличений и вымысла.
Кумовством в диктаторских режимах Центральной Азии никого не удивишь. В данном случае самые вопиющие примеры, приводимые порталом Gundogar, связаны с сыном Гурбангулы Бердымухамедова Сердаром. Как утверждается на сайте, Бердымухаммедов-младший пытается отобрать бизнес, принадлежащий Мураду, сыну покойного президента Сапармурата Ниязова (Туркменбаши):
"Родственники Аркадага [присвоенный себе президентом Бердымухаммедовым титул "Покровитель"] пытаются (и небезуспешно), прибрать к рукам бизнес Мурада. После того, как в конце прошлого года была ликвидирована его монополия на торговлю табачной и алкогольной продукцией, в феврале сын Бердымухаммедова Сердар в целях расширения своего гостиничного бизнеса потребовал от Мурада передать ему чуть ли не даром гостиницу "Ниса", расположенную напротив президентского дворца. Однако сын экс-президента ответил отказом, заявив, что гостиница является наследием его покойного отца.
После этого, раздраженный наглостью "этого выскочки", президент Бердымухаммедов издал указ о внесении изменений в архитектурный план улицы, на которой расположена гостиница "Ниса". В результате в конце февраля под предлогом обеспечения безопасности главы государства гостиница была отнесена к категории подлежащих к сносу.
Вообще, сын нынешнего президента Сердар в последнее время стал проявлять неожиданную политическую активность, хотя ранее уклонялся от участия в публичных мероприятиях, ограничиваясь ролью самого крупного бизнесмена, хозяина половины национальной экономики Туркменистана. Одним из выходов Сердара в свет явилось его появление на избирательном участке для голосования на президентских выборах, куда он прибыл в сопровождении отца и деда. Кроме того, теперь Сердар регулярно присутствует на правительственных совещаниях".
Сердар – которому авторы публикации прочат в ближайшее время пост замминистра сельского хозяйства – не единственный представитель клана Бердымухаммедовых, ставших, как утверждают, процветать в годы правления его отца, официально называемые ныне "Эпохой могущества и счастья".
Как явствует из публикации, сестра президента Гульнабат наладила поставки из-за рубежа крупных партий сигарет, "несмотря на объявленную масштабную войну с курением в Туркменистане, приведшую к резкому повышению цен на табачные изделия и введению строгого контроля на ввоз этой продукции". А под контролем ее сына Мурада, доводящегося президенту племянником, в административных центрах республики ведется строительство новых розничных рынков.
Знакомая история для Центральной Азии: глава государства продвигает своих родственников на властные посты, порой готовит из них преемников, а те каким-то образом становятся сказочно богаты. Мы наблюдали все это в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане.
В последнем Индексе восприятия коррупции международной антикоррупционной организации Transparency International Туркменистан занял 177 место из 183 возможных (рядышком с Суданом и Узбекистаном). Остается надеяться, что в один прекрасный день туркменские власти предоставят своим гражданам доступ к официальной информации, с помощью которой можно будет подтвердить или опровергнуть утверждения портала Gundogar.
Правила комментирования
comments powered by Disqus