Спустя два года после начала президентства Алмазбека Атамбаева недоброжелателей у него появилось не так уж мало, однако они до сих пор не смогли объединить усилия против главы государства. И это на руку президенту.
Критика всегда нужна
Оппозиция в стране есть, перманентно она выступает по каким–то вопросам, но ее ряды не организованны, каждый оставшийся не у дел политик преследует свои цели, и, если ему предложить пост, сразу поменяет окраску, как хамелеон.
И того, чтобы, как в былые времена, гражданские активисты критиковали главу государства за какие–либо решения, мы тоже не наблюдаем.
Нельзя сказать, что Атамбаева не за что критиковать. Он допускает ошибки. Однако они пока электоратом прощаются.
Но есть у президента и существенные проблемы. До сих пор Атамбаев не может или, скорее всего, не хочет избавляться от людей, которые его порочат. А они так закрепились в его окружении, что их оттуда палкой не прогонишь. Взять того же экс–водителя Атамбаева — Икрамжана Илмиянова, который с недавних пор стал большим чиновником — заместителем руководителя аппарата президента, и многие вопрсы решает единолично.
Атамбаев, как ни странно, может резко критиковать кого угодно, но только не свое окружение. Давно заметила, что к соратникам он относится трепетно и почти нежно, может объяснить любой их поступок, лишь бы сохранить честь последних. Он даже, помнится, очень долго выгораживал перед парламентским корпусом тогдашнего премьер–министра Омурбека Бабанова, практически несколько раз спасал его от отставки, а потом, устав, все же распрощался с ним.
В то же время президент может публично в пух и прах раскритиковать других медийных персон. Например, под жесткую критику главы государства недавно попал омбудсмен Бакытбек Аманбаев, который в ноябре ездил в иссык–кульское село Саруу, где накалилась общественная обстановка. Атамбаев на пресс–конференции в начале этой недели заявил, что “омбудсмен начал не с того: вместо того чтобы успокаивать общественность”, стал баламутить его жителей.
Кадры решают почти все
Кадровый вопрос — это, пожалуй, самое главное, за что можно жестко критиковать президента. В Кыргызстане многие должности занимают люди абсолютно не сведущие в той отрасли, куда они назначены. В нашей стране министерские посты считаются политическими назначениями, поэтому каждая парламентская фракция из коалиции большинства в свое время стремилась поставить своих людей в нужные ведомства.
Единственным исключением стала министр финансов Ольга Лаврова. Ее назначение пролоббировал лично премьер–министр Жанторо Сатыбалдиев. (Квота по Минфину досталась арнамысовцам, но они согласились отдать ее Сатыбалдиеву.) Справедливости ради отметим, что Лаврова справляется со своими обязанностями, претензии к ней есть только у скандальной атажуртовки Жылдызкан Джолдошовой, и то надуманные.
Атамбаев на пресс–конференции признался журналистам, что если бы его партия имела в парламенте больше мест, то в стране многое сейчас складывалось по–другому. Атамбаеву не нравятся некоторые министры, но он вынужден работать с теми, кого выдвинули члены коалиции большинства. По его словам, если бы в стране была президентская форма правления, то на многих министерских постах были бы другие люди.
— Но мы имеем то, что имеем. Коалиционное правительство работает, и мы видим старания премьер–министра, который ищет выход из безвыходной ситуации. Конечно, меня многое не устраивает, многие министры тоже не устраивают, но надо работать с теми, кто есть. Тем более что наши политики уже не видят друг в друге врагов. То есть коалиция учится договариваться. Черчилль в свое время не раз менял свое партийное членство. А когда у него спросили, для чего он это делает, ответил: “Ради интереса”. У нас в политике расклад сил тоже меняется. Кто–то был в коалиции, а потом вышел и оказался в оппозиции. Я даже не знаю, кто в следующий раз окажется в оппозиции, — признался Атамбаев.
...По итогам года премьер–министр пожалует в парламент с годовым отчетом о проделанной его командой работе. И, возможно, депутаты волевым решением избавятся от некоторых членов кабмина. Но когда ЖК решит заменить какого–то министра на другого человека, то все равно этот вопрос будет рассматриваться внутри той фракции, которая курирует то или иное ведомство. Так что не факт, что и в следующий раз в кабмин придут профессионалы.
Нужные надежды
Атамбаеву сейчас непросто. Несмотря на то что он хвалит Сатыбалдиева, президент до сих пор многие премьерские вопросы решает сам. Да и опереться по большому счету не на кого на политическом олимпе. Партия СДПК ему совсем не помощник — эсдеки просто плывут по течению. Атамбаев уже не единожды обращался к прессе, чтобы журналисты не называли СДПК партией власти.
— Так и говорите: это президентская партия. СДПК — не партия власти, — сказал Атамбаев.
Видимо, наличие собственной партии тешит самолюбие президента, раз он так любит повторять эти слова. К тому же надо отдать должное, он стоял у истоков СДПК. Правда, все эти годы рядом с ним не всегда были те люди, которые сейчас членствуют в СДПК. Некоторым нынешним депутатам повезло, что в смутный 2010 год Атамбаев включил их в заветный список. Иначе они бы ни за что не дорвались до власти и парламентской трибуны.
Однако беспокоит, что Атамбаев якобы не знал про уголовные дела депутата Мамата Орозбаева. Про них знали все, еще когда Орозбаев был депутатом третьего созыва. У Орозбаева даже решением ЦИК отобрали мандат и передали его конкуренту по округу Санжару Кыдыралиеву. Так что расследование дел в отношении Орозбаева всегда было на слуху. Атамбаев не мог не знать о них.
СДПК не справилась с теми задачами, которые ставились перед ней как президентской партией. Это понимают все, и Атамбаеву от этого некомфортно.
Между тем, за два года президентства Атамбаева в стране воцарилась стабильность. И даже, несмотря на то, что перманентно в разных регионах Кыргызстана бывают митинги, общий фон благоприятный, хотя до процветания еще далеко.
...Одно утешает: Атамбаев сам не ворует и не позволяет это делать членам своей семьи. Их вообще не видно — они не выпячиваются, их нет на политическом олимпе, они не ездят на дорогущих машинах и не попадаются с правонарушениями.
Это важно, что семья Атамбаева решила ни во что не вмешиваться и держится в стороне. Если бы кто–то из них полез в политику или негативно засветился в светской хронике, критика бы обрушилась на Атамбаева. Общественность, уставшая от выходок Акаева, Бакиева и их отпрысков, безжалостно начала бы морально Атамбаева уничтожать. Ему бы припомнили все его оплошности за эти два года и обвинили в том, что он мало делает для страны
Правила комментирования
comments powered by Disqus