Исполняется год с момента вступления в силу закона Туркменистана о средствах массовой информации. В нем сказано о недопустимости цензуры печатных и электронных СМИ. Какие же изменения по форме и содержанию газетных и журнальных публикаций, в передачах радио и телевидения произошли за это время в результате предоставленных новым законом возможностей? Этот вопрос Азатлык адресовал ашхабадскому публицисту Аманмураду Бугаеву.
— За прошедшее время по форме средства информации Туркменистана претерпели определенные преобразования, а вот что касается их содержания, то здесь ничего не изменилось. Говоря о форме, я имею в виду появление некоторых новых изданий и общее улучшение качества полиграфического исполнения газет и журналов. Что касается внутреннего наполнения, то здесь все по-старому — туркменские СМИ продолжают однобоко освещать жизнь и исключительно в радужных красках и счастливых оттенках. Но жизнь это не одна цветная фотография или эпоха благополучия, она имеет свои черную и белую стороны, которые в реальности часто превалирует над преподносимой радужной гаммой. Наши средства массовой информации и в прежние-то годы не уделяли внимания этой реальной, черно-белой палитре жизни и имеющимся в ней проблемам, и после принятия соответствующего закона о СМИ не делают этого.
— В новом законе указано, что цензура не допускается. Что, по-вашему, служит причиной продолжения такого постоянства в однобоком освещении жизни местными СМИ?
— На мой взгляд, главная причина в том, что в нашей стране вот уже на протяжении примерно двадцати последних лет накоплен «положительный опыт» по красочному освещению событий, происходящих в жизни. Рисовать жизнь исключительно в ярких красках весьма удобно и выгодно для всех. Никто, например, не дергает ни журналистов, ни редакторов-руководителей СМИ за критическое выступле-ние. Это с одной стороны. С другой стороны нынешнее положение средств массовой информации вполне соответствует проводимой государственной политике, при которой право вскрывать недостатки в жизни, критиковать нерадивых чиновников предоставляется только одному человеку. Именно глава государства и только он может на проводимых им заседаниях правительства говорить о недостатках, допущенных тем или иным руководителем.
Да, закон о СМИ принят. Но в стране в реальности ничего не делается для его полноценного воплощения в жизнь. Нужна реформа, предусматривающая практическое применение закона, повышение роли и места печати в освещении жизни людей, всей страны в целом.
— Что требуется для изменения ситуации со СМИ — указание «сверху» или инициатива «снизу»? Что, на ваш взгляд, является сдерживающим фактором: сильное влияние идеологов «наверху» или отсутствие каких-либо стремлений к новизне «внизу»? Вы наверняка встречаетесь там с местными журналистами, интеллектуалами, что они говорят и думают на этот счет?
— Надо отметить, что нынешнее плачевное положение СМИ весьма выгодно для идеологов, находящихся «наверху». За почти два десятка лет они хорошо познали все преимущества спокойной жизни для себя. За эти годы руководителям от идеологии не приходилось тревожиться по поводу того, что в печати или на телевидении кто-то затронул ту или иную проблематику, ломать голову над решением поднятых в СМИ тем.
«Внизу» тоже не все хорошо. За эти 20 лет в туркменских СМИ сформировалось своеобразное сословие журналистов, я бы даже сказал тех, кто пытается представить себя неким подобием такого сословия журналистов. Пусть они простят меня, ибо среди них наверняка есть люди думающие, стремящиеся к свободному выражению мысли, к свободе печати. Но если говорить в целом, то «низы» никак не проявляют себя какими-то действиями, поступками. Считается, что именно журналисты на своих плечах выносят всю тяжесть работы в средствах массовой информации, некоторые из них каждый год удостаиваются творческих наград и премий. Я еще раз хочу извиниться перед такими трудягами. И, тем не менее, туркменская журналистика в своем нынешнем состоянии напоминает затянутую тиной и плесенью стоячую воду, она демонстрирует полное отсутствие желания к каким-либо действиям. А у сидящих наверху идеологов нет никакого намерения заменить эту стоячую воду свежей проточной волной — им и так хорошо живется.
Поэтому сегодня «верхи» и «низы» туркменской журналистики в равных пропорциях несут ответственность за нынешнее состояние отечественных СМИ. Пусть в наши дни они не осознают и не до конца понимают свою ответственность, однако завтра, перед последующими поколениями им придется держать ответ. Все, что происходит сейчас, когда-нибудь вскроется, проанализируется и, несомненно, подвергнется осуждению. Но жаль, что такое осознание и оценка придет слишком запоздало. А пока наши СМИ вместо того, чтобы освещать проблемы людей и вскрывать недостатки, продолжают все свои силы направлять на воспевание фальшивой радости и мнимого благополучия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus