Накануне новогоднего праздника в Ашхабаде, во всех велаятских и этрапских центрах в свободной продаже не стало свежего мяса.
Большинство мясных ларьков, принадлежащих частным торговцам, закрыты, а в тех, что работают, в открытой продаже имеется всего лишь один товар — мороженое мясо, завезенное в страну из-за границы. Цена импортного, как утверждают сами продавцы, буйволиного мяса — 12 манатов за килограмм.
Как сказал работник мясного прилавка на известном Текинском базаре Ашхабада, проблемы со свежениной начались после того, как городские власти волевым решением установили единую цену как на свежее мясо говядины, баранины и свинины, так и на их мороженые аналоги — 12 манатов. «Вы меня извините, но такая идиотская мысль по обобщению цены на все виды мяса может прийти в голову только идиоту, далекому от правил и законов рынка, — говорит раздраженным голосом мясник по имени Чарыяр. — В знак протеста некоторые мясники прекратили торговать мясом себе в убыток и, как видите, закрыли свои лавки, другие согласились работать на условиях городских властей, но на свой страх и риск, как говорится, и с оглядкой по сторонам все же продолжают отпускать своим постоянным клиентам припрятанное под прилавком свежее мясо по его действительно рыночной стоимости, а третьи вовсе стали обслуживать только так называемых «пайщиков».
Пайщики, как пояснил мясник Чары, это когда группа состоятельных покупателей кооперируется и заказывает покупку животного на скотном рынке. Профессиональный мясник забивает животное и распределяет мясо между пайщиками, согласно их предварительной заявке. При этом цена на мясо устанавливается самим базаром, то есть стоимость купленного на рынке бычка или барашка делится на вес туши и таким образом выводится цена одного килограмма. «Сейчас много становится тех, кто вступает в пайщики. А что им остается делать — впереди новогодний праздник, всем хочется свежего мяса», — говорит Чары.
В сельской местности, как и в столице, никто в открытую не продает свежее мясо. Мясники в этрапах Дашогузского, Лебапского и Марыйского велаятов, как и их ашхабадские коллеги, перешли на полулегальный режим работы — они наладили торговлю со двора частных домов. При этом используется своеобразная система оповещения покупателей, желающих приобрести к празднику свеженину.
«Мои старшие внуки и другая родня постоянно дежурят у закрытых мясных киосков базара «Ныгмат», находят там желающих купить свежее мясо и приводят их в наш двор. А что остается нам делать, если хякимликовские запрещают продавать свежее мясо по его реальной рыночной стоимости и штрафуют за нарушение этого запрета?!», — возмущается продавец мяса из района Восточный г. Дашогуза по имениИскендер.
По его словам, запретительные, антирыночные меры местных властей усиливают протестные настроения и недовольства не только в среде мясников и частных торговцев, но и среди состоятельной части населения, которая, имея возможности купить свеженину, тем не менее не может ею воспользоваться. «Конечно, штрафы пугают да и они, я вам скажу, нешуточные, но все равно наш народ привык обходить запреты, всегда искать и находить выходы из казалось бы безнадежно тупиковой ситуации. Иной раз, когда уж сильно припрут, можно откупиться от проверяющего или от участкового инспектора полиции. Нет, не деньгами, а 2-3 килограммами… того же свежего мяса, ставшего дефицитным товаров и для них, контролеров-надзирателей», — сказал мясник Искендер.
Однако представители социально менее защищенных слоев населения и в центре, и на периферии Туркменистана приветствуют административный метод управления рыночными отношениями. «Этим мясникам-торгашам только дай волю, так они и до 30 манатов взвинтят цены. Пусть уж лучше не будет в продаже недоступного для нас свежего мяса», — говорит ашхабадская пенсионерка Шекерсолтан-эдже.
Сейчас свежая говядина из-под полы продается по 20 манатов за килограмм, баранина и свинина, используемые на приготовление новогоднего шашлыка, на 1,5-2 маната дороже. Однако при ажиотажном предновогоднем спросе эти цены могут в любой миг подняться еще выше.
Правила комментирования
comments powered by Disqus