То, чем Холида Аллабергенова зарабатывает на жизнь, противоречит и Корану, и тысячелетним традициям искусства в ее родном Хорезме. Сорокалетняя ткачиха из Хивы изготавливает ковры по фотографиям или репродукциям, предоставленным заказчиком – и на ее коврах появляются семейные портреты или мировая классика.
Заказ стоит от 300 долларов – приличная сумма для небогатого Хорезма – и занимает от недели до месяца. Аллабергенова и ее помощница Дилдора Юсупова трудятся за двумя станками, установленными в крохотной мастерской неподалеку от стен старой Хивы.
Срок исполнения заказа почти исключает клиентов из числа иностранных туристов, потому что те прилетают в город на день-два. Заказы поступают от местных жителей, изредка – от россиян.
На одном из ковров Аллабергенова изобразила Мону Лизу, использовав нитки почти двадцати различных цветов и оттенков. На другом изображено «Рождение Венеры» Сандро Ботичелли – еще месяц упорного труда. У ткачихи есть собственный художник, который переносит фото на эскиз ковра, и особые методы подбора ниток и регулирования толщины узла.
Аллабергенова – не единственный автор «фотоковров». Маленькие мастерские ее конкурентов множатся в Хиве и соседнем Ургенче, а их продукция становится популярным подарком на свадьбу, день рождения или юбилей.
И их совершенно не заботит давний запрет Корана на изображение живых существ, который когда-то превратил изобразительное искусство многих мусульманских стран в набор изысканных геометрических фигур и бессюжетных орнаментов.
Не чувствуется в работах хивинских ткачих и влияния «восточной миниатюры», которая расцвела в Средней Азии и Иране после монгольского нашествия, принесшего влияние китайских живописцев.
И хотя образцы «фотоковров» порой выглядят наивными и неумелыми, возможно, когда-нибудь новое мастерство станет искусством.
Правила комментирования
comments powered by Disqus