В последнее время идеологические и стратегические инициативы США и, особенно, Китая свидетельствуют, что сценарий большой геополитической игры в Центральной Азии далек от завершения.
Одно время в экспертном сообществе активно транслировалась мысль о том, что только Россия предлагает полномасштабный, всесторонний проект евразийской интеграции республик Центральной Азии, однако в последние несколько лет заметно активизировались инициативы Китая в этом направлении. Что касается США то, по ряду косвенных признаков можно судить, что они не особо рассчитывают на Центральную Азию или, по крайней мере, не готовы предложить эффективный интеграционный проект региона. Программа «New silk road» таковой вряд ли может считаться, хотя бы потому что основывается на чисто геополитических задачах построения сети транспортных артерий минуя Россию. При этом существенное сокращение военного присутствия США в Афганистане после 2014 г. свидетельствует о стремлении Вашингтона переложить большую часть ответственности за безопасность региона на Россию и другие государства. Скорее всего, США будут пытаться создать ряд опорных пунктов, позволяющих в нужное время вмешиваться в дела республик Центральной Азии.
Безусловно, в складывающейся конфигурации США не будут играть ведущую роль. Скорее всего, Вашингтон будет действовать вторым номером. Об этом же свидетельствует и сокращение объема финансируемых средств, предназначенных для республик Центральной Азии.
Проект возрождения Великого шелкового пути Китая более интересен для республик Центральной Азии, прежде всего в экономическом плане. Турне по центрально-азиатским государствам руководителя Китая Си Цзиньпина в сентябре 2013 г. принесло им инвестиций на сумму около 50 млрд. долл. Китай настойчиво и терпеливо проводит стратегию экономического сотрудничества, которое для республик Центральной Азии и России может быть взаимовыгодным, но только до поры до времени. Никто не сомневается, что за стремлением к экономическому сотрудничеству скрываются серьезные имперские амбиции Поднебесной, которые угрожают не только экономикам республик Центральной Азии, но и их государственности.
Китайский проект возрождения Великого шелкового пути представляет собой попытку усилить торговую, а за ней и остальную, экспансию на внешние рынки. Неслучайно, все китайские инвестиции в Центральной Азии, в отличии от российских вложений, реализуется китайскими фирмами и с использованием китайской рабочей силы. Тем самым увеличивается количество китайцев в Центральной Азии, что, с неизменностью, ведет к усилению влияния Поднебесной в регионе.
В стратегическом плане усиление экономического сотрудничества республик Центральной Азии с Китаем приведет к их большей зависимости от Пекина. Тем более что Китай всегда выступал за создание зоны свободной торговли в государствах, имеющих членство в ШОС. Ни одно государство Центральной Азии, естественно, не согласится с такой инициативой, поскольку в таком случае будет достаточно очень небольшого срока для полной ликвидации суверенитета этих государств.
Однако и американский и китайский проекты уязвимы, поскольку в них нет ценностного наполнения. США по-прежнему пытаются оперировать пустыми демократическими идеологемами, да и Китай также не в состоянии предложить ничего действенного в этом плане.
Россия же выстраивает свою стратегию интеграции на основе общности истории, культуры, языка, а также исторически сложившегося пространства развития всех государств Евразии. Фактически между странами бывшего Советского Союза существует единое социокультурное и формируется общее экономическое пространство. Все попытки недооценки или даже разрушения этого фундамента в республиках Центральной Азии не более чем попытки обретения краткосрочного политического капитала и экономических преференций.
К тому же Россия в силу геополитических реалий крайне обеспокоена обеспечением коллективной безопасности Центральной Азии и будет прилагать максимум усилий для стабильности региона. Масштабные действия в этом направлении ни Пекин, ни, тем более, Вашингтон, предпринимать не намерены.
Представляется, что дальнейшая борьба в Центральной Азии будет разворачиваться в сторону ослабления позиций США в регионе, чья стратегия будет скорее нейтрализующей, нежели созидающей. Противостояния России и Китая в ближайшее время, скорее всего не произойдет, однако в средне- и долгосрочной перспективе интересы двух государств в Центральной Азии, несомненно, разойдутся. При этом пока ни Москва, ни Пекин не заинтересованы в прямом геополитическом противостоянии в Центральной Азии, что является веским аргументом для предотвращения геополитического противостояния в Центральной Азии по правилам игры с нулевой суммой.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
Борьба за Центральную Азию продолжается
Показать все новости с: Си Цзиньпином
Материалы по теме:
-
Инициатива «Пояс и путь»: потенциальные угрозы для Центральной Азии в реализации китайского Шелкового пути
-
Их подружила Казань. Индия и Китай отводят войска от границы
-
В эту игру можно играть вдвоем. Китай ввел санкции против поставщиков амер-дронов. Проблемы начались сразу
-
-
Кыргызский и российский музыканты...
04.08.2022 18:00
-
Праздник Великой Победы: какие ценности...
09.05.2022 12:00
-
-
Россия и Китай создали образец. Отношения Москвы и Пекина приобрели беспрецедентный характер, - Сергей Цыплаков
-
Центральная Азия. Новейшая история: главные события недели, 21—27 октября 2024
-
Си Цзиньпин вдохновился Чернышевским и теперь знает "Что делать?"
-
У ШОС огромный потенциал. Что мешает его раскрыть
-
Кто не бриксует, тот не пьет шампанского, - репортаж А.Колесникова с казанского форума
-
Почему Казахстан не торопится в БРИКС – мнения экспертов
-
«Вбить клин между Россией и Таджикистаном ни у кого не получится»
Досье:
Ибрагимов Алиджан Рахманович
Член совета директоров «Евразийского банка»
Перейти в раздел «ДОСЬЕ»Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович59 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
173 см
рост президента Туркменистана Г. Бердымухамедова
Правила комментирования
comments powered by Disqus