Всего год назад дочь президента Узбекистана Ислама Каримова пользовалась невероятным успехом. Гульнара Каримова возглавляла бизнес-империю, была поп-звездой и рассматривалась многими как будущий лидер страны. Но за год все изменилось: империя разрушена, с официальных постов ее сняли. Сможет ли она оправиться от такого удара?
Гульнара Каримова: конец империи опальной дочери?
В ту ночь, когда Тахир решил покончить с собой, ему приснилась мать.
Он проснулся от ее голоса, который все еще звучал у него в голове, и почувствовал знакомую, удушающую тревогу. В течение долгого времени он лежал в постели, раздираемый отчаянным желанием видеть ее и страхом снова оказаться в Узбекистане. Он встал с кровати и, стараясь не разбудить остальных, вышел из комнаты и отправился в гараж.
К тому моменту, как один из соседей Тахира по комнате вошел туда, на его шее уже была веревка.
"Я устал", - говорит Тахир, объясняя неудачную попытку самоубийства. Его руки трясутся, левый глаз дергается, а в результате пыток, как говорит мужчина, появились некоторые физические недостатки, о которых он просит не упоминать. "Они знают, кто я, - говорит Тахир. - Они найдут меня".
Дело Тахира и Гульнара Каримова
Тахир - выдуманное имя, и он не хочет раскрывать свое местонахождение. Он находится на территории одной из скандинавских стран в ожидании политического убежища. Он говорит, что узбекские спецслужбы сфотографировали каждый шрам и родинку на его теле и даже записали на видео, как он ходит. "Никто не знает меня лучше, чем они. Я идентифицирован на 100%", - говорит он.
Эта история вымогательства и шантажа началась в тот момент, когда узбекские таможенники и позднее полицейские пытались захватить успешный бизнес, с которым был связан Тахир. Его деловые партнеры также пострадали. Тахира отправили в тюрьму, где, по словам мужчины, к нему применялись пытки, и он даже видел, как его сокамерников убивают. Тахиру удалось внести выкуп за свое освобождение и бежать из Узбекистана.
Адвокаты, которые занимаются прошением Тахира об убежище, утверждают, что проследили связь между делом своего клиента и самой известной публичной персоной страны - дочерью президента Узбекистана Ислама Каримова.
История Тахира - одна из множества, которые принесли Гульнаре Каримовой репутацию "криминальной баронессы". Именно так ее описывают американские дипломаты, переписку которых опубликовал сайт WikiLeaks
Но для многих из тех, кто не знаком с ситуацией, Каримова - вполне доброжелательное и современное лицо одного из самых репрессивных политических режимов на Земле. 41-летняя дочь президента, получившая образование в Гарварде, была успешным предпринимателем, модницей, дипломатом, меценатом и поп-звездой под псевдонимом Гугуша, а в последнее время приобрела новое лицо: защитника прав человека.
Гражданская позиция или ребрендинг?
После того как бизнес-империя Каримовой рассыпалась, она стала ярым критиком репрессивного правительства Узбекистана.
"Еще один ребрендинг, - говорит бывший советник Гульнары Каримовой, который попросил не называть его имени из-за страха возмездия. - Я ни на секунду не поверю, что она изменилась. Все это - часть борьбы за выживание".
Борьба в семье Каримовых разворачивается нешуточная, эта семейная вражда достойна произведений Шекспира, и частично ее можно наблюдать в сети микроблогов Twitter.
Я периодически обменивалась сообщениями с Каримовой в Twitter более года.
"Не используйте эту идиотскую формулировку "дочь диктатора", - просила она меня и Эндрю Штройляйна из Human Rights Watch в одном из своих первых твитов, добавляя, что предпочитает, чтобы к ней обращались по имени.
Ее сообщения, на русском языке или на ломаном английском (что выглядит странно для человека, который любит похвастаться гарвардским дипломом), зачастую расплывчаты и полны загадок. Но лента ее микроблога в Twitter все равно проливает свет на причудливый мир узбекской политики. За последние несколько месяцев Каримова прошла путь от выкладывания собственных фотографий на показах мод или в разных позах во время йоги до обвинений в адрес матери и сестры в колдовстве, а приближенных отца - в репрессиях и злоупотреблениях.
Дело о коррупции
Главный источник неприятностей для Каримовой - европейское дело о коррупции. В 2012 году группа журналистов из Швеции занималась расследованием деятельности финско-шведского телекоммуникационного гиганта TeliaSonera и выяснила, что компания заплатила 300 миллионов долларов, чтобы войти на прибыльный рынок мобильной связи Узбекистана. Деньги были переведены небольшой компании, зарегистрированной в Гибралтаре на имя Гаяне Авакян - женщины без видимых связей с телекоммуникационным бизнесом.
Близкие к Каримовой источники утверждают, что Авакян, которой чуть больше 20 лет, работала консультантом в одном из многочисленных бутиков, которыми владеет дочь президента в Ташкенте, и была впоследствии принята на работу, чтобы помогать на одном из модных показов Каримовой в Москве. Она быстро стала одним из самых верных помощников Каримовой, а в 2013 году оказалась в центре одного из крупнейших коррупционных скандалов в мире.
Прокурор Гюннер Статлер, который ведет это дело, не сомневается, что руководители TeliaSonera давали взятки узбекским чиновникам, чтобы войти на рынок мобильной связи. По его словам, расследование идет тяжело и затрагивает интересы 10 европейских стран. В Швеции были уволены исполнительный директор и некоторые члены совета директоров телекоммуникационного гиганта, кроме того, в отставку пришлось уйти четырем старшим менеджерам TeliaSonera, поведение которых, как пояснили в компании, не соответствовало принципам "добросовестной коммерческой практики".
Один из журналистов, которые занимались расследованием, Йоахим Дюфвемарк, говорит, что ни у кого нет точных данных о состоянии Каримовой, и добавляет, что "те 300 миллионов долларов, которые мы видели в деле TeliaSonera, могут быть лишь верхушкой айсберга".
Сообщалось, что в ее собственности находится 17 дорогих объектов недвижимости по всему миру, хотя сама Каримова говорит, что владеет домом в Женеве и квартирой во Франции, в дополнение к дому в Узбекистане.
В нашей переписке в Twitter Каримова отрицает какую-либо связь с делом TeliaSonera. Но это не единственная проблема, с которой столкнулась дочь президента. В рамках другого антикоррупционного расследования, которое проводят власти Швейцарии, были заморожены все банковские счета, связанные с Каримовой. Полиция также провела обыски в ее владениях в Женеве и на территории Франции.
В течение пяти лет она, предположительно, управляла крупнейшим конгломератом Узбекистана - зарегистрированной в Швейцарии компанией Zeromax. Каримова всегда отрицала любую связь с компанией, которая несколько лет назад отчиталась о прибыли в размере более трех миллиардов долларов, а в 2010 году загадочно закрылась.
Камоллодин Раббимов, политический аналитик, который работал в президентской администрации Узбекистана, а сейчас находится во Франции, утверждает, что компания Zeromax принесла столько проблем, что президент страны Ислам Каримов принял решение от нее избавиться.
"Гульнара монополизировала целые отрасли экономики, - говорит он. - Она начала вмешиваться в реализацию природного газа, торговлю золотом, логистику. Она высасывала такое количество ресурсов, что в одиночку создала дефицит бюджета".
После закрытия Zeromax Каримова стала послом в Испании и представителем Узбекистана при ООН в Женеве. Она начала больше времени проводить в Европе и работать над образом певицы Гугуши. Ее частыми гостями в Ташкенте стали Стинг, Хулио Иглесиас и Жерар Депардье.
"Было такое ощущение, что страна принадлежит ей", - вспоминает Джон Коломбо, продюсер из Лос-Анджелеса, который был приглашен в Узбекистан для съемок музыкального клипа Каримовой под названием Round Run.
Он вспоминает, как взял в аэропорту газету, на обложке которой была она. Пока они ехали в город, песни Гульнары Каримовой играли на радио, ее лицо было на гигантских рекламных щитах. Они проезжали музыкальные магазины, принадлежащие ей. "Она была повсюду", - говорит он.
Коломбо понравилась Каримова. При росте в шесть футов (182 сантиметра) она демонстрировала мощное личное обаяние, но в то же время была вполне приземленной и готовой много работать. Казалось, людям она нравилась, говорит он.
Несмотря на то что в дипломатической переписке, опубликованной на сайте WikiLeaks, Каримова иногда описывается как "самый ненавистный человек" в Узбекистане, во время поездок в страну я встретила множество людей, которые любили ее. Контраст между молодой, динамичной женщиной и репрессивным режимом отца говорил в ее пользу.
Директор отделения Британского совета в Ташкенте Стив Макналти говорит, что совет сотрудничает с молодежным крылом благотворительной организации Каримовой Fund Forum, что дает беспрецедентный доступ к молодежи в Узбекистане. Он отказался комментировать, есть ли у Британского совета какие-то сомнения по поводу работы с Каримовой.
Падение
В 2012 году влияние Каримовой было самым высоким. Многие упоминали ее как возможного преемника своего отца на посту главы государства, да и сама она стала намекать на свои президентские амбиции. Никто не мог предвидеть резкого и драматического поворота в ее судьбе, который вот-вот настанет.
К концу 2013 года бизнес-империя Каримовой была разрушена. Один за другим закрывались ее благотворительные фонды, телеканалы и магазины. Но если закрытие компании Zeromax несколько лет назад было загадочным, на этот раз боевые действия перенеслись в Twitter. Наблюдатели в страхе следили за войной Каримовой с собственной семьей.
"Это больше похоже на серьезную атаку на гражданские организации и в целом на думающее общество!" - написала Каримова в конце ноября, когда был закрыт Fund Forum. "Напряжение растет", - написала она в следующем сообщении.
В сентябре 2013 года в эксклюзивном интервью Узбекской службе Би-би-си младшая дочь Ислама Каримова выразила скептицизм по поводу шансов сестры стать президентом и призналась, что они даже не общаются. Гульнара Каримова расценила интервью как приглашение к публичной борьбе.
Она обвинила Лолу Каримову и их мать Татьяну в использовании черной магии, заговоре против нее и блокировании доступа к отцу. Но ее главным врагом и вдохновителем всех ее бед в Twitter был назван Рустам Иноятов.
Иноятов vs Гульнара?
Поиск в интернете выдает лишь одну или две выцветших фотографии Иноятова, кадрового офицера КГБ и одного из самых близких советников Ислама Каримова. С 1991 года он стоял во главе самой мощной госструктуры Узбекистана - СНБ, преемника советского КГБ.
В последние месяцы Каримова, похоже, неожиданно осознала ту роль, которую СНБ играет в жизни миллионов узбеков. Она писала в Twitter об арестах посреди ночи, страхе, попытках раздавить любой признак инакомыслия. Многие из ее сотрудников были задержаны или пропали без вести, но Каримова поклялась защищать их.
"Я многое поняла, многое увидела своими глазами. Это больно, но мы должны принять истину", - написала она мне.
Тахир, бывший бизнесмен из Узбекистана, смеется над Каримовой в качестве правозащитника.
"Это всего лишь игра. Богатые и могущественные играют в свою игру, но что изменится для нас? Не думаю, что Гульнара находится в беде. Это просто игра между отцом и дочерью, чтобы обмануть людей", - говорит он.
Если это игра, то большая. Стабильность всей Центральной Азии зависит от Узбекистана - крупнейшей страны в регионе. И именно поэтому важно установить, кто стоит за неприятностями Гульнары.
Возможно, сам президент Каримов приказал подрезать крылья дочери, или, как она утверждает, Рустам Иноятов, но тогда это похоже на дворцовый переворот против власти во главе с Каримовым.
Камоллодин Рабимов не верит, что Иноятов действовал сам по себе. По его словам, президент был в ярости, когда узнал о скандале с TeliaSonera - это привело к ряду других разоблачений, касающихся его дочери, поэтому он попросил Иноятова обуздать Каримову. Вопрос еще и в том, может ли Каримов наказать свою дочь, не ослабляя себя?
Ответ, по мнению Рабимова, отрицательный. Каримов всегда был беспощаден к своим оппонентам: все узбекские лидеры оппозиции находятся либо в тюрьме, либо в ссылке, либо мертвы. Но непослушная дочь - это совершенно новая задача для него.
"Гульнара знает, что она не попадет в тюрьму и не будет убита. Вопрос в том, как они заставят ее замолчать. Выключат ее Wi-Fi? Это несерьезное решение", - говорит Рабимов.
"Они не могут позволить ей покинуть Узбекистан. Это неприемлемо для Каримова, потому что она показала, что она готова выступать против него", - добавляет эксперт.
Она, возможно, потеряла власть, но со всеми ее деньгами, с отцом при власти и со всем, что она знает, слишком рано списывать ее со счетов.
"Это только начало", - написала Каримова в ответ на сообщение одного из ее сторонников в новогоднюю ночь.
Что произойдет дальше, зависит от ее отца. На протяжении более двух десятилетий Ислам Каримов правит Узбекистаном железным кулаком.
Но может ли контролировать узбекский Король Лир собственную непослушную дочь?
Правила комментирования
comments powered by Disqus