Декоративно-прикладное искусство кочевников носит утилитарно-художественный характер. Но в ходе исторического процесса некоторые элементы данного искусства утратили свою утилитарность. К таким элементам относится орнамент – узор, предназначенный для украшения различных предметов, сооружений.
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве кыргызов в настоящее время рассматривается только как эстетическое осмысление действительности. При этом название орнаментов, применяемые в данное время, носит сугубо ассоциативный характер, т.е. знаковая функция орнамента была утрачена.
О наличии знаковой функции орнамента свидетельствую исторические данные.
К примеру, «исследователи иньского письма указывают на сходство графического стиля иероглифов, изображающих животных, со стилем зооморфного орнамента, который встречается на различных предметах материальной культуры эпох Инь и даже предшествующих исторических эпох. Это означает, что в своих истоках китайская иероглифическая письменность связана с изобразительным искусством и с орнаментом. Это делает понятным причину, по которой знаки китайского письма были названы словом вэнь «узор»1.
Тамги в виде орнамента были отмечены также в тюргешских монетах. Согласно В.Н.Настичу в окрестностях городища Красная Речка была найдена монета с квадратным отверстием. «Лицевая сторона: надпись поздним согдийским курсивом против часовой стрелки: ’rsl’n kwyl ’yrkyn Aрслан күл-иркин (или kwyl ’yrkyn ’rsl’n күл-иркин Арслан, поскольку никаких словоразделителей в надписи нет)». В обратной стороне: две тамги: справа (условно) от отверстия – согласно В.Н.Настичу руническая тамга m; слева рунический тамга r2. Но по нашему мнению справа от отверстия изображена руническая тамга k в виде орнамента, слева от отверстия руническая тамга r (см. рис. 1). Данная интерпретация позволяет нам утверждать, что тамга k мог применяться в качестве знака, имеющее значение «күл» («сильный»), а тамга r – в качестве знака, имеющее значение «эркин» («герой»). Следовательно, эти тамги параллельно выражали значение согдийской надписи «’rsl’n kwyl ’yrkyn» – «Aрслан күл-иркин».
Таким образом, можно предположить, что орнамент в декоративно-прикладном искусстве кочевников имел также функцию знака.
Позиции применения орнамента в качестве знака
Анализ современного прикладного искусства кыргызов позволяет нам выделить следующие возможные позиции применения орнамента в качестве знака.
В юрте можно выделить четыре позиции: верхняя передняя кошма (үзүк), нижние кошмы (туурдук), стык между верхней и нижней кошм, дверное покрывало (эшик тыш).
Две позиции для головного убора мужчин (ак калпак): на передних полях (төбөсү), на краях (кыюусу).
Одна позиция для головного убора женщин (элечек): на повязке из материи (кыргак).
Таким образом, анализ позиций применения орнамента показал, что все позиции носят демонстративный характер, следовательно, орнамент имел свою семантику, понятную для тех, которые жили в культурном пространстве кочевников.
Семантика орнамента
Для определения семантики орнамента можно применить сопоставительный анализ элементов орнамента и системы рунических графем. Орнаменты, применяемые в декоративно-прикладном искусстве кыргызов, имеют следующие элементы:
I. Простые элементы:
II. Сложные элементы:
Простые элементы согласно сопоставлению, имеют следующие параллели в рунических графем:
Следовательно, семантику простых элементов орнамента можно представить в виде следующей таблицы.
Семантику сложных элементов можно установить, применяя семантику простых элементов:
Следовательно, семантику сложных элементов орнамента можно представить в виде следующей таблицы.
Опыт чтения письма-орнамента кыргызов
Опираясь на вышеизложенную систему семантик элементов орнамента, на примере шырдака – текимета (шитый в два слоя орнаментированный войлок) был прочитан письмо-орнамент кыргызов, (см. рис. 56).
Орнамент шырдака имеет следующие элементы:
При этом композиция с «четырьмя каганами» имеет семантику «владыки четырех сторон света».
Таким образом, орнаментная композиция шырдака читается следующим образом: «Жер-сууда киши уулу бар. Тоолордо төрт булуңду ээлеген кагандар бар» – «Потомки человека живут на землях и воде. В горах живут каганы со ставками, владыки четырех сторон» (см. рис. 6).
Выводы
1. Орнамент у кочевников, кроме функции эстетического осмысления действительности, также имел функцию знака.
2. Знаковая функция орнамента широко использовался кочевниками в декоративно-прикладном искусстве.
3. Анализ позиций применения орнамента показал, что все позиции носят демонстративный характер, следовательно, орнамент имел свою семантику.
4. Кыргызы при изготовлении юрты, головных уборов, а также шырдака широко использовали знаковую функцию орнамента.
5. Учитывая демонстративный характер позиций расположения орнамента, можно предполагать, что орнаменты юрты и головных уборов могли выражать также социальную информацию: «юрта кагана», «юрта бека», «сын кагана», «сын бека» или «жена бека» и т.д.
6. Орнаменты шырдака могли выражать мифологическую информацию «о владыках четырех сторон мира».
Правила комментирования
comments powered by Disqus