Интервью с Координатором Центра Льва Гумилёва в Киргизии Дмитрием Лужанским.
Открывается сайт Центра Льва Гумилёва в Киргизии. Грубо говоря, зачем он нужен и что на нём планируется размещать?
В создании сайта основной упор будет ставится на изложение информации о основных идеях Гумилева и как они продвигаются в современном обществе Кыргызстанцев, почему они интересны, как развиваются в современном обществе и к какому выводу приводят. Что делает молодежь для сохранения своего этноса. Возможно сайт станет фундаментом и подтолкнет к решению многих проблем о толерантности и сотрудничестве различных национальностей Кыргызстана (В Кыргызстане приживает более 50 национальностей) или просто поможет узнать больше о этногенезе своего народа.
На сайте будет вестись новостная лента, полезные ссылки на сайты по теме (Центр Льва Гумелева, Международное движение по защите прав народов, Новые скифы). Постоянное обсуждение священных мест Кыргызстан (возможно в будущем он станет базой данных подобных мест), тема Сакральной географии будет обсуждаться разносторонне, ну и конечно же отчеты и планы на предстоящие экспедиции исследующие и описывающие данные места (своего рода научное паломничество) охватывающий не только Кыргызстана но и страны ближнего зарубежья, для сравнения и дальнейшего вывода по комплексному изучении в масштабах Азии данной сферы интереса. Так же проводить выставки, форумы и конференции в виде отчетов и обсуждений данной проблемы для укрепления этнокультурных связей в стране
Сайт удобен тем, что информацию на нем можно предоставить очень быстро и также быстро обновить. Главной задачей сайта мы ставим доступ к информации про центр Льва Гумелевав связке с Кыргызстаном. Так как здесь крайне острым стоит вопрос об межэтнических конфликтах, занимаются этим вопросом (на практике) в основном организации такие как ООН, ОБСЕ, и др, т.е все проевропейские страны.
Ты занимаешься археологией и краеведением. Что такое для тебя Киргизия – страна которую ты объехал вдоль и поперек?
Хотя я и русский по нации, душой я Кыргыз, скажу больше – кочевник. В первую очередь Кыргызстан для меня родина, которая вырастила меня и дала все что мне нужно: крышу над головой, образование, семью (моя жена тоже из русских переселенцев – в тогда еще царскую Киргизию), может не достойный но заработок, которым можно прокормиться (а за науку в Кыргызстане платят скудно). Я патриот своей страны – она для меня жизнь, в которой и благодаря которой я живу. Я пытаюсь, как и мои деды и прадеды «построить Кыргызстан» (может и сказано чересчур патриотично но так оно и есть, в своей области знаний я делаю все возможное чтобы прославить свою страну) и мне очень хочется чтобы моя страна процветала и привлекала к себе толпы желающих участвовать в своей жизни (выражаясь словами первого президента Кыргызстана «Сделать из Кыргызстана вторую Швейцарию», что вполне возможно, может это и прозвучит громогласно и аполитично, но вполне охарактеризует мою позицию).
По образованию я историк закончил местный вуз КРСУ там же после окончания и остался работать, но душой я археолог – из-за этой любви и пошел учится на историка археологов у нас не обучают!!! Археология для меня в первую очередь это наука, характеризующая былую величину и значимость живших народов на основании материальных источников. Я участвую во многих экспедициях в стране и копал практически все виды памятников расположенных на её территории. Выезжать в экспедиции приходится по всей стране, что очень здорово! Основная часть изучаемых нами памятников находится либо в предгорьях или высоко в горах, что ставит еще один повод все больше и больше любить родину, так как основная её часть покрыта горами, а как поется в одной из песен Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
Путешествую по стране, я настолько влюбился в горизонты пересеченные горами, что выезжая за рубеж и вглядываясь в пустоту равнин, в душе тоже становится пусто и одиноко. И только лишь воспоминания о «Кыргызском хребте» (который я вижу ежедневно из окна своей квартиры) согревают душу. Работая археологом и увлёкшись горами еще с детства, в сознательном возврате я понял, что мало кто в стране бывает на археологических памятниках и ездит в горы путешествовать. Однажды у меня возникла идея организовать поездку вокруг Иссык-Куля по его археологическим памятником (точнее по тем памятникам, которые я исследовал.
В то время я учился на 5м курсе и писал дипломную работу («по памятникам ранних кочевников»). Люди, которых я организовал, были просто ошарашены природой и богатством археологии Кыргызстана. После этого я начал создавать такого рода краеведческие экспедиции по Кыргызстану. В начале это были небольшие и краткосрочные поездки (они в первую очередь охватывали мой интерес). Памятники мне в то время еще не удалось осмотреть. Теперь же я рассматриваю свою Родину в полном спектре и бываю в самых труднодоступных местах (а дороги у нас в Кыргызстане как вы понимаете не очень хорошие, а в некоторых случаях вообще отсутствуют) – будь то замерзшие водопады или озера, дно которых еще не исследовано (я так же занимаюсь подводной археологией Иссык-Куля). Я могу рассказывать о своей стране долго, но лучше всем её увидеть своими глазами!!!
Можно ли однажды описать Киргизию с точки зрения сакральной географии?
Кыргызстан как и вся поверхность земного шара покрыта густой сетью сакральных зон. Кыргызы и их предки присваивали статус “священных” горам, рекам, водопадам, родникам, гумбезам и мазарам, дорогам и местам жизни великих людей. Священные объекты Кыргызстна объединяли и объединяют племена и роды Кыргызов, здесь люди получают силу и здоровье, совершают различные жертвоприношения и совершают ритуалы. Священные или особо почитаемые места, религиозные памятники, имеют в глазах местных людей особую значимость, приближающую их к сфере божественного. Подобных мест на территории Кыргызстана тысячи, начиная от загадочных кромлехов, менгиров, дольменов и огромных петроглефических комплексов (один из самых известных комплексов «саймалуу-таш» – в переводе на русский камни с узорами, а на деле это практически все ущелья и перевалы где можно встретить рисунки на камнях) огромное количество гумбезов (это надгробное здание) и мазаров (священных мест). Так и сами Кыргызы как народ не так давно приняли мусульманство и в их обрядах и традициях еще можно проследить пережитки былых обычаев поклонение «Умай Эне» ( древнейшее женское
Интересуются ли в Киргизии молодые люди (вопрос как преподователю) идеями Евразийства? Как относятся к идее вступления Кыргызстана в Евразийский Союз?
Евразийсво крайне важно для нас т.к. оно ведет не просто к терпимости и толерантности с другими народами, а к доказательству родства между нами.
В Кыргызская молодежь пассивно относится к идеям Евразийства. Как преподаватель считаю, что современные молодые люди очень ведомая «масса» т.к. из за обилия информации, «клюет» на яркие выпады различных акций. Сама (молодежь) дружелюбна и крайне жадна до информации связанной с собственным этносом. Но повторюсь – крайне малообразованна в этом плане, последние лет 10 у нас наблюдается рост культуры мусульманства, хотя в советский период мало интересовались этой темой. К этому ведет ряд факторов, но главным из них я считаю, что информации про Ислам стало больше.
Если не брать в расчет пропаганду антирелигиозную в СССР, то по переписи 1898 года известно, что мусульманами себя считали многие кыргызы, а вот информированность была маленькой. В 2004 году проводилось исследование в селах КР, где киргизов и дунгане называли себя мусульманами, но не могли четко сформулировать мусульманские праздники и обряды, а русские и украинцы не ушли далеко т.к. русский и христианин является неразделимым понятием, хотя они так же не могли сформулировать законы христианства и даже новый год приписывали к религиозным праздникам.
Есть прослойка молодежи, которая мыслит по-Евразийски, но это чисто интуитивно собирая информацию и обсуждая ее со своими единомышленниками (такие группы в дальнейшем и могут сформировать основную «молодёжный фонд Евразийцев», а так же привлекать массы к его идеям). Если мы направим поток информации на молодежь, то она сама начнет искать информацию и обсуждать и мыслить позитивно в сторону укрепления позиций Евразийства. Еще раз повторяю, что примера брать не от куда, кроме как из иностранных фильмов и интернета, нам нужно стать опорой для развитие Евразийства в сетевом пространстве Кыргызстана (не маловажную роль здесь будет занимать привлечение людей в соц сетях), т.к. это самый читаемый ресурс в наше время.
Какие экспедиции ты и твои коллеги планируют в ближайшее время?
Планов на этот год очень много. В ближайшее время (точнее в начале весны) мы планируем отправится вокруг Иссык-Куля и провести небольшую фото экспедицию, основной целью которой будет является «пробуждение природы». Составления картины оживания природы на глазах, как пробиваются первые подснежники, расцветают тюльпаны (а территория Иссы-Куля и её микроклимат разнообразен , если на одном берегу снег уже растаял, а в некоторых местах его вообще практически не бывает – буквально через 50-80км. Можно попасть в сугробы лежащие на берегу, или только что растаявший снег. Пробуждаются от ледяного сна водопады и сбрасывают с себя многотонные оковы ледяного пленения. Восхищаться тольк что появившимися почками деревьев…
В середине весны мы собираемся поехать на юг страны в Баткенскую область и насладится цветением «Айгуль» (лунный цветок, местный вид растущий только в этом районе).
А дальше лето. Снег в горах растает и можно будет в очередной раз покорять горные тропы и перевалы гордого Тянь-Шаня!
Беседовал Павел Зарифуллин
Источник: http://www.gumilev-center.ru/
Правила комментирования
comments powered by Disqus