90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Жизнь с протянутой рукой. Таджикские цыгане называют попрошайничество национальной традицией

10.02.2014 15:56

Общество

Жизнь с протянутой рукой. Таджикские цыгане называют попрошайничество национальной традицией

Давно стало привычным присутствие женщин, разодетых в неряшливые цветастые тряпки с младенцами на руках и вереницей чумазых ребятишек на улицах города Бишкека. У большинства из прохожих они вызывают раздражение своей назойливостью. Кто-то называет их таджиками, кто-то цыганами, на самом деле они являются таджикскими цыганами. И называют их чаще «люли».

Работа такая!

Осенью 2013 года во время милицейского рейда была задержана одна из таких женщин. Регина Хафикова была на восьмом месяце беременности, и возле нее крутилось двое черноглазых ребятишек. Они просили подаяние возле центральной мечети и были задержаны сотрудниками правопорядка для установления личности. Тогда, Регина была крайне раздражена вынужденным прогулом на своей «работе», осыпала всех проклятьями, грозилась применить свои способности и при помощи магии Вуду извести всех, кто не дает ей зарабатывать на хлеб. Даже бесплатное медицинское обследование ее не прельщало.

Но на днях колоритная цыганка встретилась мне на Дордое (Дордой – вещевой рынок на окраине города Бишкека. – прим. ред.), уже с младенцем на руках и в сопровождении тех же чумазых детей. Попрошайки со знанием дела, выбирали диски с индийскими фильмами, а дети крутились возле полок с мультфильмами. Когда они закончили выбирать и, расплатившись, вышли из контейнера, мне стало любопытно проследить за ними. Но они продолжали приставать к покупателям на Дордое, и похоже не торопились приступить к просмотру приобретенных фильмов. К тому же Регина заметила меня и узнала. Взамен на предложение угостить их обедом, молодая женщина согласилась поговорить в одном из кафе на Дордое. Тарелка с беляшами опустела моментально, а подобревшая Регина согласилась рассказать о жизни и порядках своего племени.

Милицейские рейды "люлюшек" особо не волнует

«Я по-русски плохо говорю», – сразу предупреждает Регина. Перемежая свою речь русскими и таджикскими словами, золотозубая цыганка рассказала следующее:

«Мы всегда просим на хлеб, работать нам не положено. Несколько лет назад мы с семьей приехали из Самарканда в Бишкек на заработки. Но не для того, чтобы делать ремонты или мести улицы. Здесь самый большой базар, и можно хорошо заработать. Людям детей жалко и они дают нам деньги, одежду и еду.

Регина Рафикова со своим ребенком "за работой"

Моя семья живет рядом с Дордоем, нас там много 12-15 семей. Весь город поделен на участки. Самые «жирные» участки – это Дордой, подземный переход возле ЦУМа и здания филармонии, Ошский базар, Аламединский рынок тоже неплох, но мне там не нравится. Еще возле мечети хорошо подают. Возле церкви уже не наша территория. Мы туда не идем, там другая группа – христиане, они свою территорию защищают от чужаков. Может и драка быть, если мы там просить будем. Мы тоже чужих не любим, с местными не дружим. У всех свои проблемы, нам своих детей кормить надо, им своих. У нас так принято, просить милостыню – это наша работа».

На улицах Бишкека такая картина - не редкость

Напрашиваюсь проводить цыганку до дома, чтобы посмотреть, где и как они живут. Удивительно, но Регина соглашается и ведет меня  за объездную дорогу, в свой маленький глиняный домишко. Дом больше похож на сарай, примерно метра три на четыре. Каким – то образом здесь умещаются Регина с мужем и трое детей. На ящике стоит телевизор и DVD-проигрыватель, кроме электричества больше никаких благ цивилизации в жилище нет. Вдоль всех стен валяется какое-то тряпье, пол выстелен картоном, который видимо, заменяет ковры и служит для утепления.

Хозяйка дома уверяла меня, что проблем со здоровьем у них нет. Если кто-то заболеет, то они вызовут скорую помощь. Даже рожать они едут в больницу. И тут же противореча самой себе, она сообщает, что два года назад у нее умер ребенок от пневмонии, и вообще детская смертность среди «люли» не редкость. Но они легко к этому относятся, потому что рожают женщины почти каждый год.

Дети как способ заработка

Продукты покупают на рынке, готовят возле дома на костре. Никто из детей не ходит в школу, учеба считается бесполезным времяпровождением, на которое к тому же нужны деньги. Дети учатся у взрослых тому, что необходимо им для жизни. Мужчины в племени таджикских цыган тоже не работают, но и милостыню просят редко. Вообще, как рассказала Регина, мальчики попрошайничают до 14-ти лет, а вот девушки всю жизнь должны зарабатывать на подаянии. Сумму дневного заработка Регина назвать отказалась, но судя по покупкам, которые цыганка принялась выкладывать на импровизированную кровать из тряпок, не менее 1000 сомов.

Напоследок, Регина, рекламируя свои магические способности, предлагает мне наколдовать счастье… всего за пятьсот сомов. Но получив отказ, со злостью в голосе предостерегает: «Зря деньги жалеешь, счастье оно дороже стоит. Я тебе по-знакомству за пятьсот предлагаю!»

Еще одна моя «знакомая» цыганка таджикского происхождения, 27-милетняя Наргиза Темирова рассказала, как им удается пройти границу минуя паспортный контроль.

Как им жить решают родители. Вернее все решено априори

«Мы нанимаем автобус на 60-70 человек. У всех маленькие дети, и когда пограничники и таможенники начинают проверку паспортов, нужно всего лишь разбудить маленьких детей – щипком или шлепком, чтобы расплакались. Поднимается такой рев, крик, что уши закладывает. Женщины начинают кричать на пограничников, что дети устали и хотят есть, упрекают их в жестокости и бессердечии. И пограничники, чтобы быстрее отвязаться от табора, мельком просматривают паспорта и пропускают. В городе, мы попадаем в милицейские облавы. Но, мы прекрасно знаем, что статьи о попрошайничестве нет и поэтому спокойно продолжаем свою работу. Толку от того, что они нас задерживают – личность установят и отпускают. Инспектора по делам несовершеннолетних начинают читать лекции о том, что мы нарушаем права своих детей, не даем им учиться в школе. Наши дети и нам решать, как они должны жить. Своих пусть воспитывают, а наши – деньги должны в семью приносить!»

Как решается проблема таджикских цыган правоохранительными органами, кроме того что их задерживают на улицах города и после установления личности и размещения фотографии и отпечатков пальцев  в информационной базе, отпускают. На этот вопрос согласился ответить один из сотрудников милиции.

«По возможности, тех, у кого нет регистрации и визы, мы стараемся депортировать. Но через некоторое время они опять возвращаются. В принципе они довольно безобидны, а нам и без них заморочек хватает. Пока не будет закона о запрете попрошайничества, с ними ничего не сделаешь».

У каждого народа свои традиции, и с этим не поспоришь. Печально, что в наше время дети таджикских цыган обречены на жалкое существование – быть попрошайками. Родители,  нарушая права своих детей на образование, лишают их возможности самореализации и достижения духовных и материальных высот, ограничивая их социальное общение лишь себе подобными.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://vof.kg/?p=13516

10.02.2014 15:56

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
+ 30%

составил рост активов коммерческих банков Узбекистана в 2012 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31