Движение «Талибан» взяло под контроль некоторые районы афганской провинции Фарьяб, которая граничит с Туркменистаном, отдельные отряды боевиков появились и у самой границы, сообщает 16 февраля RFE-RL.
Радиостанция отмечает, что если другие страны региона — Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан — выказывают озабоченность ситуацией в Афганистане, откуда в 2013 году уйдут иностранные войска, находятся в состоянии повышенной боеготовности и регулярно проводят антитеррористические учения, то Ашхабад надеется использовать уже апробированную в 1990-х годах практику общения с талибами – своего рода стратегию умиротворения.
В частности, власти Туркмении начали вести переговоры с лидерами туркмен, живущих в Афганистане, снабжать Фарьяб продуктами питания и электроэнергией и «не замечать» деятельности талибов на границе, демонстрируя свою «нейтральность». На днях группа афганских имамов, среди которых были люди, имевшие связь с талибами, встречалась с официальными лицами Туркмении, в том числе – с заместителем министра иностранных дел Вепой Ходжиевым. Туркменской службе Радио Свобода стало известно об этой встрече от членов делегации туркменского правительства, государственные СМИ о ней не сообщили.
RFE-RL напоминает, что когда в 1990-х годах талибы взяли под контроль большую часть Афганистана, Туркменистан не стал реагировать на это негативно, в отличие от других республик Центральной Азии. Ашхабад официально не признал власть талибов, но позволил им открыть в Туркменистане свое представительство и провести в 1999 году переговоры между талибами и Северным альянсом по восстановлению мира в Афганистане. Кстати, план сооружения газопровода через территорию Туркменистана, Афганистана и Пакистана (ТАПИ) впервые был выдвинут в 1990-е годы, когда большая часть Афганистана находилась под контролем «Талибана», отмечает Афганистан.Ру.
Между тем, по данным корреспондентов RFE-RL в Афганистане, сейчас талибы укрепляются в приграничных провинциях Фарьяб и Джаузджан, в их рядах растет число этнических туркмен и узбеков. Добавим к ним 360 туркмен, борющихся на стороне джихадистов в Сирии.
Непонятно, как туркменские силовики будут реагировать, столкнувшись с группами решительных, хорошо подготовленных вооруженных людей. Силы безопасности Туркменистана привыкли иметь дело с «забитым» населением, которое не осмеливается выступать в защиту своих прав, против притеснений правительства. Кроме того, Туркменистан придерживается нейтралитета и не входит ни в один военно-политический блок, и в случае нападения на него или вспышек недовольства внутри страны Ашхабад не сможет получить срочную помощь извне. Все будет зависеть от боевого духа вооруженных сил страны, но состояние армии всегда отражает настроения в самом обществе, в котором сегодня царят пассивность и апатия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus