К вопросу о том, почему именно китайцы, а не индийцы, вновь и вновь выходят победителями из борьбы за нефтегазовые активы в Казахстане и других странах Центральной Азии
Издание Global Times опубликовало статью Лю Цяня под названием «Secure cooperation can break down wariness over pipelines» - «Сотрудничество по безопасности может рассеять озабоченность относительно трубопроводов».
В ней говорится так: «Китай и Индия, вновь поднимающиеся развивающиеся экономики, выглядят естественными конкурентами в борьбе за глобальные энергетические ресурсы.
Эти две страны объединяют схожие тренды спроса на энергию и структуры потребления.
Оба они являются густонаселенными государствами, и их промышленность быстро развивается, несмотря на относительно низкую эффективность в настоящее время.
Между тем оба они располагают слабой позицией на международном энергетическом рынке, так как у них нет ни прочной энергетической базы, ни голоса в международной системе энергетического ценообразования.
Поэтому эти две страны приняли схожие ориентированные на зарубежье нефтегазовые стратегии, в соответствии с которыми поддерживаемые государством нефтяные компании отправляются за границу с тем, чтобы искать и находить ресурсы, расширяя сотрудничество с богатыми углеводородными запасами странами и прокладывая магистральные трубопроводов для транспортировки энергоносителей.
Конкретные направления двух стран, добивающихся зарубежных нефтегазовых ресурсов, почти одинаковые; они начали с Ближнего Востока и Африки, а затем продолжили Россией, Центральной Азией, Северной Америкой и Латинской Америкой. Как следствие, обращается много внимания на конкуренцию между ними.
Мы не избегаем разговора о конкуренции с Индией. Нефтяные компании из двух стран бились в Анголе и Эквадоре за право эксплуатировать тамошнюю нефть. Китай и Индия также состязались при покупке нефти и газа в Казахстане.
Но мы также не должны забывать о тесном сотрудничестве нефтяных компаний на Ниле. Две страны также продвигают многообещающие перспективы сотрудничества в проектах в Иране, Мьянме и России.
Нынешняя же проблема заключается в вопросе о том, как избежать ненужной конкуренции и чрезмерной спекуляции между двумя странами и как установить механизм координации двустороннего сотрудничества».
Китайская и индийская государственные компании в Казахстане дважды вступали в серьезную конкурентную борьбу за нефтегазовые активы, выставленные на продажу.
В первый раз это было в 2005 году. И речь в то время шла о приобретении компании PetroKazakhstan, осваивающей месторождение Кумколь в Кызылординской области, у ее канадских владельцев.
А во второй раз это было в прошлом году. И речь тогда шла о покупке 8,4-процентной доли в проекте по разработке месторождения Кашаган у американской группы ConocoPhillips.
В обоих случаях победителями вышли китайцы. Компанию PetroKazakhstan они купили за $4,18 млрд. А 8,4-процентную долю американской группы ConocoPhillips в проекте по разработке месторождения Кашаган – за $5 млрд.
Поэтому представляется неудивительным то, что по рассматриваемому в рамках вышеназванной статьи вопросу китайская сторона настроена миролюбиво. В особенности – в части, касающейся Казахстана. А индийская же сторона явно выглядит обиженной. На такое обстоятельство обращают внимание и сами китайцы. Ши Цзэ и Яна Чэньси в своей статье под названием «India's energy worries spark fears of China», опубликованной изданием Global Times, отмечают следующее:На взгляд некоторых индийских СМИ, является очевидным то, что Китай «выхватил» контракт у Индии. И в энергетическом секторе «Индия уступила Китаю сделки, по меньшей мере, на $12,5 миллиарда за последние годы». С учетом стратегической важности энергетических вопросов понять озабоченность индийских СМИ не трудно.
И Китай, и Индия - при огромном по численности населении и нехватке нефти и газа - являются развивающимися странами, которым требуются быстрый экономический рост и надежное энергоснабжение. Их географическое положение делает их соперничество в Центральной Азии неизбежным».
Они приводят свое оправдание тому, почему же именно китайцы, а не индийцы, вновь и вновь выходят победителями из борьбы за нефтегазовые активы в Казахстане и других странах нашего региона. Вот как оно ими представляется: «За последние годы Китай добился существенных результатов в сотрудничестве с Центральной Азией по энергии.
Китай и страны Центральной Азии являются близкими соседями. Протяженность трубопроводов, соединяющих две стороны, представляется относительно короткой. А капиталовложения выглядят относительно небольшими.
Не в пример этому, если Индии строить трубопроводы к Центральной Азии, ей придется проходить через Пакистан и Афганистан, что будет трудноосуществимо и потребует покрытия большого расстояния по высокой стоимости».
Правила комментирования
comments powered by Disqus