Этот шаг стал очередным доказательством повышенного внимания Вашингтона к Ташкенту. В преддверии сокращения численности своих войск в Афганистане американцы, не желающие потерять регион, ищут новых союзников.
АКТИВИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ между двумя странами началась несколько лет назад, после полосы охлаждения, вызванной андижанскими событиями 2005 года. Тогда Запад обвинил Ташкент в «неразборчивом применении силы» и ввёл в отношении Узбекистана санкции. Ограничения, в частности, касались поставок республике вооружений. Однако в начале 2012 года, вскоре после визита в Ташкент госсекретаря США Хиллари Клинтон, в Вашингтоне приняли решение возобновить военно-техническую помощь. Как отмечалось, несмотря на продолжающуюся практику нарушения прав человека в Узбекистане, ограничения должны быть сняты «по соображениям национальной безопасности».
Действие подписанного главой госдепартамента указа завершилось в сентябре прошлого года. Учитывая, что руководство США продолжало обвинять Ташкент в массовых нарушениях прав человека (например, в июне 2013 года вышел доклад госдепа о торговле людьми, в котором Узбекистану было уделено особое место; Вашингтон даже пригрозил республике новыми санкциями), могло показаться: продления разрешения не последует. Однако мотивы «национальной безопасности» и на этот раз перевесили столь излюбленную американскими властями тему демократических свобод.
Речь идёт о поставках Ташкенту беспилотных летательных аппаратов для разведывательных целей, приборов ночного видения, средств индивидуальной защиты и приборов спутниковой навигации. Очередное разрешение будет действовать до сентября 2015 года. Согласно официальным формулировкам, повышение обороноспособности Узбекистана направлено на борьбу с террористической угрозой, должно усилить безопасность транзитной системы США в Афганистане и способность поддерживать американские войска в этой стране. Но Вашингтон явно руководствуется и иными побуждениями. Напомним, что до конца нынешнего года Афганистан должны покинуть международные силы содействия безопасности. Американцы, тем не менее, оставили за собой право сохранить в стране 10-тысячный контингент войск и 9 военных баз. Однако президент исламской республики Хамид Карзай отказался подписывать соглашение с США. Сделает ли это его преемник, который придёт к власти после президентских выборов в апреле, неизвестно. В связи с этим, стремясь сохранить своё влияние в регионе, Вашингтон параллельно делает ставку на другие государства Центральной Азии.
Ещё один мотив США — борьба с влиянием в регионе Китая и России. Явное раздражение американцев вызвало укрепление военно-технического сотрудничества Москвы с Бишкеком и Душанбе — российско-таджикское соглашение о пребывании в республике 201-й военной базы до 2042 года, а также договорённости о поставках вооружений этим странам на общую сумму 1,3 миллиарда долларов. Не исключено, что решение госдепартамента США стало симметричным ответом на эти события.
Кроме того, зная, что отношения между Таджикистаном и Киргизией, с одной стороны, и Узбекистаном — с другой, осложнены проблемой, связанной с водными ресурсами, Вашингтон решил использовать эти противоречия в собственных целях. В январе американский конгресс принял, а президент Обама незамедлительно подписал закон о недопустимости поддержки строительства крупных плотин и гидроэнергетических объектов. Согласно документу, представители США в советах директоров международных финансовых институтов должны выступать против одобрения любого займа или документа, которые направлены на поддержку подобных проектов. В Ташкенте инициативу Вашингтона восприняли с восторгом, ведь Узбекистан выступает резко против строительства в соседних республиках крупных ГЭС.
Ещё одной причиной столь активного заискивания Вашингтона перед Ташкентом могут являться президентские выборы в Афганистане. США главную ставку делают на кандидата Ашрафа Гани Ахмадзая, который имеет американское гражданство и большую часть жизни прожил в Штатах. Гани Ахмадзай накануне выборов решил заручиться поддержкой узбекской общины и заключил союз с её лидером — генералом Абдул-Рашидом Дустумом, пообещав последнему пост первого вице-президента. Сам Дустум, и прежде поддерживавший тесные связи с Ташкентом, недавно совершил визит в Узбекистан и, как сообщают источники, встречался с высокопоставленными чиновниками республики. О чём шла речь на переговорах, неизвестно, но можно предположить, что Дустум хотел договориться о поддержке Ташкентом будущего президента Афганистана.
Действуя методом кнута и пряника, США добиваются превращения Узбекистана в своего главного союзника в Центральной Азии. И, судя по всему, в Ташкенте согласны принять эту роль.
Правила комментирования
comments powered by Disqus