К вопросу о том, сохраняют ли силу данные великими державами Украине, Казахстану и Белоруссии гарантии их суверенитета и территориальной целостности.
Издание New Republic опубликовало статью Джулии Йоффе под названием «Putin's War in Crimea Could Soon Spread to Eastern Ukraine: And nobody—not the U.S., not NATO—can stop him» - «Война Путина в Крыму может вскоре распространиться на Восточную Украину: И никто – ни США, ни НАТО – не сможет его остановить».
В ней говорится так: «На Украине имеется значительное русское население. В Эстонии – также. В Грузии – также. В Казахстане – также. И, согласно необъявленной доктрине Путина, всюду, где российские граждане будут считаться подвергающимися риску, Мать Москва может вступиться за них с использованием силы».
Ситуация в том, что касается Украины, уже конкретно, и Казахстана, пока гипотетически, усугубляется еще и тем, что Россия при этом же является одной из тех великих держав, которые 20 лет назад дали украинцам и казахам так же, как и белорусам, гарантии их суверенитета, безопасности и территориальной целостности. И в связи с ситуацией, сложившейся сейчас в Крыму, США заявили о том, что вовлечение России в нее представляет собой нарушение официальной Москвой своих обязательств по отношению к Украине по Будапештскому меморандуму от 1994 года и явное попрание украинского суверенитета и территориальной целостности.
О том, что такие гарантии в отношении постсоветских республик, отказавшихся от ядерного оружия, существуют, можно было догадываться. Но на официальном уровне о них редко вспоминали. В частности глава РК Н.Назарбаев в своих публичных выступлениях публично упомянул их впервые, насколько нам известно, лишь спустя 12 лет после подписания Будапештского меморандума. Да и то - при специфичных обстоятельствах. О чем речь? Летом 2006 года во влиятельной и авторитетной французской газете Le Monde было опубликовано обращение президента Казахстана Н.Назарбаева к Ирану по ядерной проблематике. Там он говорил об опыте своей страны. О том, что Казахстан отказался от уже имевшегося у него атомного оружия, и взамен великие ядерные державы обязались выступать гарантами его суверенитета, безопасности и территориальной целостности. Это обращение появилось накануне встречи лидеров «большой восьмерки» в Петербурге, для участия в которой в качестве представителя СНГ пригласили и руководителя нашей страны. Официальный Тегеран, кстати сказать, оставил это выступление без ответа.
Но зато стало понятно, почему лидер Национал-большевистской партии (НБП) РФ, писатель Эдуард Лимонов, чьи люди, по данным российского следствия, собирались организовать вооруженное выступление на территории Казахстана, имел неприятности с правоохранительными и судебными органами России. А у других россиян, планировавших или совершавших схожие неправомерные действия в Приднестровье (относившемся в советское время к Молдове) или Абхазии (являвшейся прежде частью Грузии), таких же проблем вроде бы не было. Видимо, в случае Э.Лимонова и его соратников, российские власти действовали в русле выполнения обязательств, взятых на себя великими ядерными державами перед Казахстаном в обмен на отказ того от атомных боеголовок.
Сейчас лидер НБП снова делает заявления в духе тех, из-за которых он свыше десяти лет тому назад имел серьезные неприятности с правоохранительными и судебными органами. Правда, тогда его привлекли к ответственности не столько за такие слова, а сколько за планы по претворению их в жизнь.
Но означает ли возвращение Эдуарда Лимонова к такой риторике появление серьезных изменений в политике российского руководства по отношению к Казахстану? На такой вопрос ответа нет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus