СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ
Среднеазиатская группа мусульман состоит из оседлых сартов, таджиков, кураминцев и пр., и из разных племен узбекского и туркменского кочевых союзов.
В Закаспийской, Ферганской и Сыр-Дарьинской областях с Заравшанским округом и Аму-Дарьинским отделом их насчитывается более 2,5 миллионов, не считая киргизов с каракиргизами. В этом числе около 1 миллиона оседлого населения. Сверх того в Бухарском и Хивинском ханствах, находящихся в зависимости от России, считается тоже более 2,5 миллионов оседлых и кочевых мусульман-суннитов.
Каков религиозный уровень туркестанских и бухарских оседлых мусульман уже сказано. Остается добавить, что вообще они несравненно образованнее прочих подвластных России мусульман, имеют множество мечетей, духовенства, почти все существующее в мусульманстве дервишские ордена, признаваемые в мусульманских государствах законными учреждениями, и медресе, представляющие богословские школы. Не ограничиваясь изучением корана, обрядности и жития святых как татары, среднеазиаты стремятся к развитию духовной философии и мистицизма. Известно, что самые мудрые ханы их, одинаково как персидские шахи и турецкие султаны, зорко следили за направлением духовного образования, сдерживали размножение дервишей в своих государствах и заботились, чтобы в среде духовенства не возникало фанатических распрей, охватывавших потом население1.
Известно также, что дервишские ордена владели значительным недвижимым имуществом и что ходжи в свою очередь обеспечивали себя потомственным владением местной святыней с мечетями, вакуфными землями, домами и проч., устраняя этим способом домогательство городских и сельских жителей избирать в свои приходы мулл по желанно или самим распоряжаться вакуфами, что в свою очередь возбуждало раздоры. Если же теперь среднеазиатские мусульмане, дервишские ордена и ходжи пока присмирели под русской властью, то нельзя еще заключать, чтобы они довольствовались ею, в особенности те лица, которые могли быть сановниками у ханов, а в русском управлении не могут принимать участие, при разнице в образовании, и чтобы среднеазиатская духовноученая среда воздерживалась от политических тенденций. Затем как русским подданным им возможно беспрепятственное общение с киргизами, татарами и кавказскими мусульманами. К чему это влечет судить весьма трудно, хотя есть признаки, что между татарами и сартами мало единомыслия в воззрениях на веру и симпатий в общественной жизни.
Покорение среднеазиатских стран не требовало от России больших усилий, но административное устройство их сопряжено было с весьма ощутительными для казны денежными затратами. Русскому оседлому населению не найдется в них удобных для хлебопашества земель, которых недостает даже туземцам; а насколько вознаградятся русские денежные затраты на Среднюю Азию посредством русской торговой ее эксплуатации пока еще не ясно. Но если обладание Средней Азией станет впоследствии окупаться местными средствами, закрепит спокойствие в кочевьях пастушьих племен и будет обуздывать неприязнь в политических отношениях Англии и Китая к России, тогда оно не заставить сожалеть о временных, хотя бы и больших затратах.
1 В 1826 году султан Махмуд истребил вместе с янычарами дервишский орден "бекташи", в который вступали янычары, продолжая отбывать военную службу.
Автор: Н.Н. Балкашин
"О киргизах и вообще подвластных России мусульманах".
Санкт-Петербург Типография Министерства Внутренних Дел, 1887 г.
Источник: Центразия
Правила комментирования
comments powered by Disqus