В Таджикистане началась полускрытая, но крайне острая борьба между властью и ведущей оппозиционной силой — Партией исламского возрождения. Стороны обмениваются взаимными обвинениями и скандальными разоблачениями. Драматичность борьбе придаёт вмешательство извне: таджикскую оппозицию всё более откровенно поддерживает Запад.
ПАРТИЯ исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) — явление в условиях постсоветской Центральной Азии довольно уникальное. Это единственная легально действующая политорганизация региона, стоящая на платформе исламизма. В годы гражданской войны в Таджикистане ПИВТ составляла основу Объединённой таджикской оппозиции, её члены активно участвовали в боевых действиях. После заключения в 1997 году мирных соглашений представители партии получили места в парламенте и должности в исполнительной власти, а боевики оппозиции вошли в состав вооружённых сил Таджикистана. Однако уже в начале 2000-х годов между властью и вчерашней вооружённой оппозицией вновь пробегает чёрная кошка. Партия исламского возрождения обвиняет руководство республики в нарушении соглашений, в частности — в выдавливании её сторонников из органов власти и стремлении президента Эмомали Рахмона к неограниченной власти.
Волна взаимных упрёков усилилась накануне выборов главы государства, которые прошли в Таджикистане в ноябре прошлого года. ПИВТ выдвинула кандидатуру правозащитницы Ойнихол Бобоназаровой, однако ей не удалось собрать необходимое количество подписей в свою поддержку — как уверяют в партии, по причине открытого сопротивления органов власти. В итоге ПИВТ отказалась признать результаты выборов. Как, впрочем, и западные наблюдатели. Госдепартамент США, к примеру, объявил, что избиратели не получили реальной возможности выбора.
Это созвучие позиций продолжает иметь место и после завершения избирательной кампании. Ряд факторов указывает на то, что Запад решил сделать ставку именно на Партию исламского возрождения. Так, представлявшая ПИВТ на выборах Ойнихол Бобоназарова в начале марта была награждена премией «За мужество», ежегодно вручаемой госдепом США десяти женщинам. Вместе с таджикской правозащитницей премию получила певица Руслана, которая, как выразилась в одном из интервью сама Бобоназарова, «воодушевляла людей на киевском Майдане». Но события на Украине вдохновляют не только Руслану. Проводя 1 марта встречу с молодёжью, лидер ПИВТ Мухиддин Кабири откровенно заявил: «Эти же события обязательно повторятся в Центральной Азии». По его словам, сейчас в мире насчитывается от силы 10—15 диктаторских режимов, и все они, включая центральноазиатские, обречены.
На наших глазах повторяется ситуация начала 1990-х годов, когда Запад поддерживал в Таджикистане вооружённых исламистов. Но если тогда такой симбиоз казался абсурдным, сегодня им никого не удивишь. В борьбе с неугодными режимами Вашингтон всё чаще опирается на экстремистские группировки — будь то джихадисты в Ливии и Сирии или «Правый сектор» на Украине. Неудивительно поэтому, что по итогам прошлого года Американская комиссия по религиозным свободам рекомендовала госдепартаменту США включить Таджикистан в список стран, где «злостно нарушают свободу вероисповедания». Явный благожелательный кивок в адрес ПИВТ.
Власти республики, очевидно, уже поняли грозящую им опасность. По главной оппозиционной партии нанесён ряд точечных ударов. 11 марта Согдийский областной суд приговорил к восьми годам заключения жителя, обвиняемого в причастности к террористической организации. Как особо подчёркивается, осуждённый является членом ПИВТ. Несколькими месяцами ранее состоялся процесс над неким Бахриддином Муминовым, который был обвинён в участии в боевых действиях на территории Сирии. По данным спецслужб, этот самый Муминов не только состоит в Партии исламского возрождения, но и приходится шурином основателю ПИВТ Саиду Абдулло Нури. Но наиболее болезненным ударом стала широко растиражированная правительственными СМИ новость о задержании «народного целителя» Махмадулло Холова. Этот член ПИВТ якобы регулярно насиловал своих несовершеннолетних падчериц. В партии членство Холова категорически отрицают, но внимания заслуживает сам накал разгорающейся информационной войны.
Ожидать её прекращения не стоит. В следующем году в Таджикистане должны пройти парламентские выборы, и Партия исламского возрождения уже заявила, что приступила к «непосредственной подготовке». «Власти готовятся к этому. Тем не менее мы намерены тоже хорошо подготовиться и достойно провести эти выборы», — заявил в одном из интервью Мухиддин Кабири. Так что вал взаимных нападок, к которым уже добавляются голоса из-за границы, будет нарастать. Борьба за власть в Таджикистане только начинается.
Правила комментирования
comments powered by Disqus