12-13 марта Душанбе посетила председатель Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко. В ходе встреч с высокопоставленными лицами Таджикистана поднимались вопросы сотрудничества России и Таджикистана в военной, экономической областях, в вопросах трудовой миграции, проблемах изучения русского языка в республике.
Также во время визита В. Матвиенко встретилась с журналистами «Азии-Плюс» и госТВ «Шабакаи аввал» и ответила на несколько вопросов.
АП: Многие осуждают российскую политику по отношению к трудовым мигрантам. Вы как человек, находящийся внутри власти, что можете сказать – какая у России миграционная политика, и необходимо ли её менять в ближайшем будущем?
- Безусловно, трудовая миграция имеет большое значение, как для Таджикистана, так и для России. Россия нуждается в дополнительных кадрах самых разных профессий. Нам не хватает рабочих рук для развития экономики, и поэтому мы приветствуем трудовых мигрантов из стран СНГ.
Для Таджикистана трудовая миграция играет тоже очень важную роль, потому что те, кто работает в России, отправляет деньги своим родным и близким. Только за прошлый год в Таджикистан была переведена сумма, равная примерно половине ВВП Таджикистана, поэтому это важно и для вашей экономики.
Довольно остро сегодня стоит вопрос нелегальной миграции, и мы всеми мерами будем с этим бороться, но бороться в первую очередь со своими российскими компаниями, предприятиями, строительными организациями, которые нарушая российское законодательство, используют нелегально трудовых мигрантов.
Сегодня согласно официальной статистике в России находится 1 млн. 200 тыс. трудовых мигрантов из Таджикистана, хотя неофициальная статистика показывает, что эта цифра как минимум в два раза больше. Из 1 млн. 200 тыс. мигрантов, о которых мы знаем, на учёт в миграционной службе встали только 900 тыс. человек, значит 300 тыс. находятся в нелегальном положении.
Я не могу сказать, что у нас завершилось усовершенствование миграционного законодательства, мы его и дальше будем совершенствовать, но оно будет касаться не только ответственности российских организаций, но и иностранных граждан.
Кроме того, мы хотим избавиться от посредников. К сожалению, на этой теме уже расцвёл целый нелегальный бизнес, когда приезжают в Россию, в том числе из Таджикистана, и мигрантов уже на вокзале или в аэропорту встречают так называемые бизнесмены, забирают у них паспорта и используют их как рабсилу. Вот с этим должны бороться наши правоохранительные органы. Для того, чтобы этого не происходило мы представили также проект соглашения касательно организованного набора трудовых мигрантов в Таджикистане при участии министерства труда или министерства экономики вашей республики. Тогда будет всё прозрачно, цивилизованно. Российской стороне, в том числе и Федеральной миграционной службе, будет ясно, сколько человек направляется, куда они будут устроены, где они будут размещены.
Я знаю, что в таджикском обществе с напряжением приняли высказывания некоторых наших политиков. Хочу извиниться за них и сказать, что это абсолютно не соответствует политике государства. У нас демократическое общество, у нас люди разных взглядов, в том числе и радикальных, и они позволяют себе говорить абсолютно некорректные вещи, которые создают напряжения, в том числе и во взаимоотношениях между странами. Но к этому надо относиться просто как к неким издержкам демократического общества. Если эти люди допускают высказывания, нарушающее российское законодательство, они, конечно, будут привлекаться к ответственности.
Я также хочу объяснить позицию руководства России, что мы не собираемся вводить никакие визы со странами СНГ. Мы не считаем необходимым отгораживаться от наших партнёров, от наших друзей, проживающих в странах СНГ, визовым режимом. Мы будем совершенствовать миграционное законодательство, чтобы оно было комфортным как для России, так и для тех, кто к нам приезжает.
АП: Вопрос касательно украинских событий. В чем, на ваш взгляд, была основная ошибка украинских властей?
- Дело в том, что в любом обществе население имеет право на мирные протесты, и эти мирные протесты были обоснованные – люди были недовольны разгулом коррупции в стране, низким уровнем жизни, безработицей и многим другим. Но, к сожалению, этими мирными протестами воспользовались радикальные группировки националистического и неонацистского толка. Они просто захватили площадь Майдан, где проходили эти митинги. С оружием в руках начали неконституционные, нарушающие украинское законодательство, действия.
Что касается Крыма, это особая история. Я не буду повторяться. Сегодня, по факту, в Крыму проживает более 60% русских с российскими паспортами, а если учитывать русскоязычное население, то это более 75%. Так вот Крым был избран этими радикальными группировками в качестве основной площадки, где они хотели устроить второй Майдан, и была чёткая и внятная информация, что туда направляются группировки, чтобы свергнуть легитимную власть, чтобы насадить свою власть.
Сегодня развернулась такая истерия по поводу того, что референдум в Крыму незаконный, что мировое сообщество не признает его итоги. Эта политика двойных стандартов постоянно применялась, применяется, и в первую очередь к странам, близким России.
Разыграв украинскую карту, западные страны и США решали именно геополитические интересы. Я хочу сказать, что и устав ООН, и Декларацию о всеобщих правах человека и другие документы, где прописано право народа и нации на самоопределение, еще никто не отменял.
Более того, сами западные страны и США в своё время создали прецедент, когда Косово объявило свою независимость. Было решение Международного суда ООН по Косово, где было чётко прописано, что не нужен мандат центральных властей для самоопределения народа и отделения части государства. Поэтому легитимные власти Крыма действуют строго в соответствии с международным правом и решением международного суда ООН.
Правила комментирования
comments powered by Disqus