90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Центральная Азия может оказаться заложником радикальных угроз

24.03.2014 18:46

Безопасность

Эксперты прогнозируют, что оживление экстремистской деятельности в странах региона может быть связано с повторением сценариев «Арабской весны».

Сирия как полигон

На днях в городе Экибастуз суд приговорил двух казахстанских граждан к семи годам лишения свободы за террористическую деятельность в Сирии. Это первый прецедент, когда в странах ЦА были осуждены граждане, связанные с сирийским конфликтом, за создание террористической группы и вербовку для террористических актов. Жители Казахстана были выданы Астане сирийскими властями после того, как были взяты в плен.

Факты того, что граждан Центральной Азии активно вербуют эмиссары радикальных религиозных и террористических организаций, были обнародованы спецслужбами Кыргызстана и Казахстана. Причем активность вербовки постоянно возрастает. По информации зарубежных СМИ, спонсоры боевых действий в Сирии явно не скупятся на гонорары боевикам, которые исчисляются внушительными суммами в евро. В этой связи эксперты из стран ЦА неоднократно заявляли, что завербованные граждане стран региона могут после такой «боевой обкатки» быть переброшены в ЦА для дестабилизации общественно-политической ситуации.

Как отметил в интервью «Регион. kg» известный эксперт по вопросам религии Кадыр Маликов, за последние полгода в Кыргызстане наблюдается резкий скачок радикализации верующей молодежи.

« Это, прежде всего, связано с последними событиями в Сирии. В интернете постоянно появляется масса информации, связанной с военными действиями, насилием и жертвами в этой стране. Поэтому с сирийской территории постоянно раздаются призывы к джихаду. В результате происходят процессы интернационализация джихада», – отмечает эксперт.

Также он предупреждает об опасности религиозного «идейного рынка», который пытаются «пересадить» в Кыргызстан из-за рубежа, сравнив их с импортной картошкой, обернутой в красивую упаковку. «Внешне красивая, но если она из-за рубежа, неизвестно, что скрывается в ней под оберткой», – считает специалист по исламским исследованиям.

Еще в конце 2012 года внимание многих экспертов Центральной Азии было обращено к докладу полковника Военного колледжа армии США Теда Донелли. Он утверждает, что после ухода американских военных из Афганистана именно Ферганская долина может стать оплотом терроризма. В докладе отмечается, что будущая Ферганская долина будет представлять собой значительную по величине неуправляемую территорию, которая станет служить прибежищем, инкубатором и плацдармом для вооруженных экстремистских группировок и боевиков. Американский полковник утверждает, что ИДУ и другие экстремистские вооруженные группировки станут использовать Ферганскую долину, а также свои новые тыловые районы в Афганистане для наращивания давления со стороны исламистских мятежников на светские правительства стран Центральной Азии.

Кому выгодна новая «весна»?

В международной экспертной среде уже несколько последних лет бытует термин «центрально-азиатская весна».

– Весьма вероятно широкое распространение аналогичных «арабской весне» процессов за пределы региона, в том числе в Центральную Азию, с участием тех же внешних игроков – Катара, Саудовской Аравии, – пишет в своей статье «Дестабилизация в Центральной Азии» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – Судя по укреплению позиций Саудовской Аравии и Катара в Киргизии, где открыты посольства обеих стран «ваххабитского тандема», именно эта страна будет играть роль главного плацдарма и штаба по организации «центрально-азиатской весны». Это логично вследствие ее геополитического положения, позволяющего концентрировать на территории Киргизии боевиков для действий по всем ключевым направлениям, включая Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая. Кроме того, в Киргизии, в отличие от Таджикистана, слабо влияние Ирана – основного конкурента Саудовской Аравии в исламском мире.

Как полагают кыргызстанские эксперты, идти на экономические контакты с той же Саудовской Аравией Бишкек вынуждает сложная социально-экономическая ситуация и поиск новых инвестиций.

– Однако вряд ли Эр-Рияд заинтересован в существовании в Кыргызстане светской системы правления и уж тем более бескорыстно готов выделять немалые средства на поддержку именно светского режима. Поэтому такие «инвестиции» могут в результате обернуться для государства в создании плацдарма для распространения идей ваххабизма, которые будут в постоянном режиме оказывать идеологическое давление на светскую власть. Не случайно в Бишкек за последние годы участились визиты саудовских политиков, различные фонды Королевства готовы в качестве миссионерства финансировать различные общественные проекты. Так, уже есть официальное предложение о том, что в нашей столице должен быть открыт саудовский исламский культурный центр. Просто так этого быть не может, – считает политический обозреватель Кубатбек Асанов.

По мнению политического обозревателя, учитывая, что политики Эр-Рияда спонсируют сирийскую оппозицию, повторение «сирийского варианта» возможно и в странах ЦА, когда подготовленные и финансируемые из-за рубежа экстремисты вступают в полномасштабное вооруженное противостояние с национальными правительствами.

Схожие вопросы о внезапной внешнеполитической активности Саудовской Аравии задает и обозреватель агентства «24.kg» Айзада Кутуева в своей статье «Религия/государство.kg. Где точка соприкосновения?»

– В законодательной ветви власти радостно сообщают, что готовы к активному сотрудничеству со страной (Саудовской Аравией) развивающегося ваххабизма. Спикер парламента Кыргызстана считает и официально говорит во весь голос, что необходимо развивать с Саудовской Аравией взаимоотношения в сферах образования, туризма, горнодобывающей отрасли и даже в совершенствовании законодательства (?!) в целях создания благоприятного инвестиционного климата. Разве это не та же политизация религии? Такая пострашнее будет и опаснее, – делает вывод журналист.

Аналитики также указывают, что кроме идеологии у Саудовской Аравии есть и чисто экономические интересы, поскольку страны ЦА являются конкурентом на глобальном рынке энергоносителей для Королевства, таким образом, Эр-Рияд заинтересован на региональном уровне влиять на повышение и понижение «градуса» нестабильности. Кроме этого, закрепившись в Кыргызстане, Саудовская Аравия приобретет рычаги давления на Москву и Пекин, в том числе и путем регулирования потока экстремисткой идеологии и ее носителей в стране.

В связи с этим эксперты полагают, что властям республики необходимо жестко мониторить работу подконтрольных структур Королевства, включая различные религиозные и благотворительные общества, которые могут угрожать безопасности и стабильности как самой республики, так и соседних стран. Вне зависимости от того, как это повлияет на двухсторонние отношения с Королевством.

Борьба с экстремизмом объявлена

Впрочем, власти Кыргызстана не собираются оставаться в роли наблюдателей по развитию религиозных процессов в стране. Президент Алмазбек Атамбаев недавно достаточно четко обозначил позицию государства в противодействии нарастающим радикальным процессам. По его мнению, опасность заключается еще и в том, что отдельные политики стали использовать религиозный фактор в своих целях, активно сотрудничая с религиозными организациями.

– Религиозные организации должны заниматься религией, а не вмешиваться в политику. Это угроза общественной и национальной безопасности, так как они заявляют, что мы должны жить в условиях халифата. Они утверждают, что если руководит человек, не являющийся халифом, его указания недействительны. Это классический пример пропаганды, – отмечает глава Государственной комиссии по делам религий КР Орозбек Молдалиев.

На его взгляд, следует внести дополнения в законы, регулирующие вопросы религии, терроризма и экстремизма. В целом эксперты отмечают, что искусственная политизация религии может привести Кыргызстан к расколу на несколько лагерей – сторонников светского государства, сторонников шариатского государства, и умеренных. При активном финансировании и раскачивании ситуации из вне. Однако подобные сценарии негативно отразятся на стабильности страны.

– Государство уже не может быть в стороне от бесконтрольных процессов в религиозной сфере, – подчеркивает Кадыр Маликов. – Впервые вопросам религии уделено важное значение. Посыл главы КР был жестким, но объективным. Сейчас мы наблюдаем слияние ислама с криминалом и политикой. Это гидра. Так сейчас происходит в Таджикистане и Казахстане: «Мусульманин? Плати!». И деньги уходят на помощь в Сирию и т.д. Опасная тенденция. Поэтому Кыргызстану необходимо сейчас определить идейное направление – какое мы государство, с каким лицом должна быть религия, противоречит ли демократия исламу? Мое мнение: религия должна быть с умным, интеллектуальным лицом, направленная на социальное развитие общества и государства.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Алмазбеком Атамбаевым

24.03.2014 18:46

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Осмонбек Мамбетжанович Артыкбаев

Артыкбаев Осмонбек Мамбетжанович

Министр энергетики и промышленности КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
6,7%

рост ВВП Таджикистана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31