Япония вторгается в ниши, которые Китай уже давно и успешно осваивает в Казахстане. Два азиатских дракона будут жестко конкурировать там за ресурсы. Так российские эксперты прокомментировали итоги японско-казахстанского делового саммита в Токио
Подписано 9 соглашений о сотрудничестве в сферах, где первенство Китая на казахстанском рынке неоспоримо. Япония предложила Казахстану самые передовые в мире технологии для сотрудничества в сфере разработки ресурсов. Речь идет о добыче и переработке редкоземельных металлов, урана, железа и цветных металлов, разработке нефтегазовых месторождений. В этих сферах казахстанской экономики весьма активно работают китайские компании. Между тем Астана в последнее время взяла курс на диверсификацию партнерских связей.
Отсюда и готовность Казахстана допустить японские компании в святая святых своей экономики - к добыче и обогащению редкоземельных металлов. Япония, со своей стороны, пытается уйти от зависимости в этой сфере от Китая, откуда она импортирует свыше 80 процентов этого сырья, отметил директор Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов:
"В связи с обострением спора вокруг островов в Восточно-Китайском море Китай в свое время резко прекратил поставки редкоземельных металлов в Японию. Это очень сильно ударило по ее промышленности. Япония, естественно, после этого решила подстраховаться. Она ищет каналы импорта редкоземельных металлов в других странах, в частности во Вьетнаме. Пыталась даже добывать их на морском шельфе. Казахстан в этом отношении для нее очень привлекательный рынок. Китай в последнее время возобновил поставки этого сырья в Японию, но тем не менее японцы научены горьким опытом. Они пытаются диверсифицировать зарубежные источники поставок этого сырья".
Япония будет конкурировать с Китаем и на казахстанском урановом рынке. Но, несмотря на наличие передовых технологий, шансы Японии обойти Китай, у которого сильны инвестиционные позиции, невелики. Так считает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев:
"Казахстанский природный уран дорабатывается в Китае и используется для его АЭС. Ранее Япония занимала очень сильные позиции на урановом рынке Казахстана, но после аварии на "Фукусиме" ее потребности в этом сырье существенно сократились. Сейчас позиции Китая на казахстанском урановом рынке более уверенные, чем у Японии. В частности, из-за полной неясности будущего японской атомной энергетики".
Япония конкурирует с Китаем и за другие энергетические ресурсы, причем по всему миру. Это касается и Африки, и Латинской Америки, и Азии. При этом речь идет не только о столкновении экономических интересов, убежден Валерий Кистанов:
"За всем этим стоят и геополитические интересы Японии. Она напугана ростом военной мощи Китая, базирующейся на большом экономическом потенциале. Она напугана обострением территориального конфликта с ним. Поэтому пытается явно или скрытно сколачивать антикитайский фронт везде, где это можно. В том числе это дошло до стран Центральной Азии. Япония пытается застолбить колышки в Казахстане, создать противовес растущему китайскому влиянию".
Новый премьер-министр Японии Синдзо Абэ свои первые зарубежные визиты нанес во Вьетнам, Таиланд и Индонезию. Глава МИД Фумио Кишида начал свою миссию на новом посту с посещения Филиппин, Сингапура, Брунея и Австралии. А вице-премьер Таро Асо первым делом съездил в Мьянму. Этим странам, как и Казахстану, Токио сулил инвестиции и технологии. Чем Пекин ответит на этот вызов?
Источник: "Голос России"
Правила комментирования
comments powered by Disqus