Недавно президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял делегацию во главе с председателем Высшего совета мира Афганистана Салахуддином Раббани. В ходе встречи стороны обсудили различные аспекты развития туркмено-афганского сотрудничества, а также пути урегулирования ситуации в Афганистане. Салахуддин Раббани возглавляет Высший совет мира с 2012 г., когда он пришел на смену своему отцу, убитому в результате теракта. В обязанности Высшего совета мира входит переговорный процесс с афганскими движением «Талибан».
Внимание властей Туркменистана к этому органу Афганистана неслучайно. В последнее время в СМИ все чаще проходит информация о нападении отрядов «Талибана» на туркменскую границу. Так, 28 февраля, движение «Талибан» напало на наряд туркменских пограничников в провинции Багдис. В результате нападения три пограничника были убиты. Неспокойно также и в провинции Фарьяб. Туркменские власти не любят распространяться о приграничных конфликтах, однако, похоже, такие нападения случаются регулярно.
Для Туркменистана, не являющегося членом никаких альянсов в секторе безопасности, талибы – серьезная проблема. Встреча с С. Раббани скорее всего свидетельствует о стремлении Г. Бердымухамедова договорится как с официальным Кабулом, так и с талибами относительно спокойствия на 744 километровой афгано-туркменской границе.
Параллельно с этим Ашхабад пытается отмобилизовать этнических туркменов на территории Афганистана. В районе Каркин афганской провинции Фарьяб действует отряд из 120 жителей из числа этнических туркменов, который в обмен на материальную помощь охраняет туркменско-афганскую границу. Однако распространение в СМИ этой информации было инициировано отнюдь не Ашхабадом, а самими добровольцами, которые заявили, что до сих пор обещанной помощи от Туркменистана не дождались.
Все это свидетельствует о том, что пока Г. Бердымухамедов не определился со стратегией обеспечения безопасности афгано-туркменской границы после вывода Международных сил содействия безопасности Афганистана. Наиболее приемлемым вариантом для Туркменистана стало бы регулярное сотрудничество с ОДКБ, в структуру которой входят коллективные силы оперативного и упреждающего реагирования, однако пока, похоже, Ашхабад пытается сделать ставку на шаткие договоренности с талибами.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования