На геополитической шахматной доске события на Украине стали тем ходом, который изменил общую картину, сломав прежние стратегии многих игроков. Про новый этап отношений России и Запада сказано уже немало, но не менее интересно проанализировать влияние новой реальности на евразийские политические процессы.
Буквально на днях мы отметили, что дыхание «Холодной войны 2.0.» вынуждает евразийских лидеров отказаться от привычной политики многовекторности и сделать окончательный выбор в пользу интеграции с Россией либо с Западом. На тот момент твёрдо заявил о признании референдума в Крыму и его итогов только Казахстан. Однако вскоре его примеру последовали Киргизия, Армения и Белоруссия. Узбекистан и Таджикистан пока воздерживаются от оценок и хранят молчание. Азербайджан же назвал референдум незаконным, а его итоги нелегитимными.
Почему это показательно? Очевидна закономерность: чем более то или иное государство включено в конструктивный евразийский проект, тем быстрее оно признало референдум. И если в решениях Казахстана и Белоруссии как членов Таможенного союза сомневаться не приходилось, то Киргизия, случись украинский кризис пару лет назад, точно бы сегодня воздержалась. Однако за эту пару лет Россия проделала большую работу в склонении киргизских элит на свою сторону, и Бишкек сделал свой выбор ещё раньше, изгнав американцев с военной базы Манас. Сейчас он лишь его подтвердил. С Арменией аналогичная история, разве что прорыв в наших отношениях был сделан совсем недавно, когда было окончательно согласованы шаги по вхождению этой страны в Таможенный союз.
Однако не стоит полагать, что при всей кажущейся нам очевидности такой выбор был простым. Эта сложность отразилась напрямую в той последовательности и скорости, с которой он был сделан. Сложнее всего Армении — там сильно антироссийское лобби, настаивающее на европейской интеграции. Помимо этого, признание крымского референдума обостряет извечный карабахский вопрос. Президент Азербайджана Алиев не только не признал вхождение Крыма в состав России, но и на прошлой неделе вновь публично пообещал вернуть Азербайджану все «оккупированные территории». Есть мнение, что он заволновался, опасаясь того, что вслед за Крымом независимость будет признана некоторыми государствами и в отношении Нагорно-Карабахской республики, которая, кстати, даже оперативнее Армении признала крымский референдум. К тому же с подачи Жириновского кавказское экспертное сообщество принялось всерьёз обсуждать перспективы включения НКР в состав России, тем более что по Гюлистанскому мирному соглашению от 1813 года Карабах принадлежит России «на вечные времена». Такая перспектива может настораживать и Армению, но тем не менее она крымский референдум признала.
Вообще, по большому счёту никакого юридического значения признание или непризнание Крыма частью Российской Федерации со стороны наших евразийских партнёров не имеет, так как речь не идёт об образовании нового государства. Так что они вполне могли бы и дальше хранить молчание. Однако в ситуации, когда мир опять начал делиться на две части, такое игнорирование чревато потерей всех союзников в будущем. И они свой выбор сделали, а точнее — подтвердили публично.
Естественно, ответ Запада не заставит себя долго ждать. Неизбежно сворачивание каких-то программ сотрудничества, в перспективе, возможно, даже некоторые санкции и уж точно новые вливания в пятую колонну у наших евразийских партнёров. Давить будут на то, что «гнилые элиты продались Путину и отказались от суверенитета», на «возрождение совка» и т.п. К этому им и нам вместе с ними нужно быть готовыми. Но реально ответить можно только ещё более тесной интеграцией с Россией как центром евразийского пространства.
Что же касается Азербайджана и Узбекистана, то они также сделали свой выбор, и не сегодня. Азербайджан — изгнав из Габалы наших военных, Узбекистан — заморозив своё членство в ОДКБ. Сегодня только Таджикистан пытается по старой привычке усидеть на двух стульях, но в этом есть и часть нашей вины — работа по вовлечению его в евразийский проект была все эти годы недостаточно эффективна.
Не стоит считать эти страны настроенными к нам враждебно. Пока они нам не вредят и банально исходят из своих собственных интересов, защищать которые им пообещали западные партнёры. Какова цена таким обещаниям — покажет время. В любом случае, в новом евразийском раскладе пока что перевес явно в нашу сторону, и это радует.
Таким образом, мы видим, что незаметная и малоинтересная широкой публике работа по собиранию евразийского пространства сегодня приносит нам реальные политические дивиденды.
Правила комментирования
comments powered by Disqus