90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

"Меня закопали… минут пять продержали в снегу…" - задержанный за самосуд в Нарыне

27.03.2014 09:27

Общество

Меня закопали… минут пять продержали в снегу… - задержанный за самосуд в Нарыне

Предполагаемые участники самосуда над сотрудниками милиции рассказали, каким изуверским пыткам их подвергали после задержания.

«…Меня закопали и минут пять продержали в снегу. Когда меня завели в коридор, мою спину облили холодной водой. После поставили на мою спину большой комок снега и сказали «если уронишь снег, то будем бить…» (Из рассказов задержанного).

Беспрецедентный случай самосуда, когда в Джумгальском районе Нарынской области местные жители облили бензином и подожгли в зале суда двух милиционеров, всколыхнуло общество. Третьего милиционера, которого до сих пор не нашли, сельчане выбросили в реку.

Напомним, что эта история получила своё начало в 2012 году. 1 декабря на посту при въезде на местный угольный разрез милиционеры избили жителя Джумгальского района Айбека Мамбеталиева, который через некоторое время скончался. Сиротами остались четверо детей, старшему из которых исполнилось 5 лет, а младшему – всего 5 месяцев. В тот же день, родственники Мамбеталиева избили следственно-оперативную группу, в том числе женщину-следователя и разбили машину милиционеров.

После первого заседания суда по этому делу, 20 февраля 2014 года, родственники погибшего прямо в зале суда облили бензином обвиняемых милиционеров и бросили спичку…

С целью ознакомиться с делом на месте, в горный Нарын выехала мониторинговая группа в составе директора Национального центра по предупреждению пыток Бакыта Рысбекова, регионального уполномоченного омбудсмена Тойгона Жаанбаева, директора Центра по защите прав человека «Кылым шамы» Азизы Абдирасуловой, адвоката Айзады Шаменовой и правозащитника Жанызака Абдирасулова.

Группа встретилась с прокурором области, руководством местных органов милиции, а также с задержанными по инциденту в зале суда, которые содержались в СИЗО №24 города Нарына.

Что говорит прокурор…

По словам прокурора Нарынской области Жаныбека Салиева, по факту смерти Айбека Мамбеталиева «проведено всестороннее и объективное следствие». Предъявлено обвинение трем сотрудникам милиции и были арестованы. Позже на основании ходатайства адвоката обвиняемых решением судебной коллегии Нарынской области мера пресечения была изменена на домашний арест. Областная прокуратура представила ходатайство в Верховный суд, но, так как, дело уже было принято на судебное производство, Верховный суд не рассматривал ходатайство прокуратуры. Между тем в интернет-пространстве, появился видеозапись, как обвиняемые милиционеры встречают Новый год с сотрудниками ИВС Жумгальского РОВД.

Вскоре было возбуждено уголовное дело в отношении двух сотрудников Жумгальского РОВД, начальника и дежурного ИВС. Уголовное дело скоро будет передано в суд. Все это вызвало возмущение родственников погибшего.

«Родственники Айбека Мамбеталиева вышли на пикет, проводили акцию голодовки. Мой заместитель лично встречался с участниками пикета и через два дня они прекратили акцию протеста», — говорит прокурор области.

А перед началом судебного процесса прокурор Жумгальского района Токтогул Кенжегулов направил письмо на имя начальника Жумгальского РОВД с просьбой обеспечить общественный порядок в зале суда и безопасность участников процесса. РОВД выделило 20 сотрудников милиции. Но это не спасло ситуацию.

На суде адвокат милиционеров дал отвод судье, что судья удовлетворил. После оглашения решения суда, возмущенные сторонники погибшего устроили самосуд. Сыдыков получил ожоги II и III степени, Баялиев – черепно-мозговую травму, а Руслан Токтогулов безвестно пропал – по некоторым данным сельчане выбросили его в реку.

«Начали задерживать подозреваемых лиц, которые 21 февраля за одну ночь были доставлены в город Нарын. Всех обеспечили адвокатами. Все задержанные прошли врачебные освидетельствования. Тяжело было, все члены семьи Айбека Мамбеталиева задержаны», — рассказал прокурор.

В город Нарын были доставлены 14 человек, одного отпустили под подписку о выезде, остальных арестовали. Из-за нехватки мест в ИВС троих задержанных доставили в Ат-Башинский ИВС. Потом всех определили в СИЗО.

… и руководство местной милиции?

По словам заместителя начальника УВД области М. Жумаева, поиски пропавшего милиционера продолжается. Он со ссылкой на показания задержанных сообщил, что милиционера толпа сначала бросила в воду в селе Чаеке, но когда он выплыл, повторно бросили в Кичи-Арале.

По инциденту с видеозаписью перед Новым годом привлечены к дисциплинарной ответственности руководство Жумгальского РОВД и сотрудник ИВС. На основании собственного рапорта освобожден от занимаемой должности замначальника по службе Алдакеев Рысбек. Возбуждено уголовное дело в отношении двух милиционеров.

По инциденту в зале суда 13 человек находятся в СИЗО-24 города Нарына, из которых двое – женщины. Один человек – в больнице. Материалы для расследования забрали в Главное следственное управление МВД страны. Возможно, привлекут к ответственности еще 4 человека.

В результате инцидента 15 сотрудников милиции получили телесные повреждения разного характера.

В стенах СИЗО. В синяках и гематомах

Мониторинговая группа беспрепятственно посетила СИЗО-24 и встретилась с задержанными. По словам старшего оперативника, подполковника Тилека Абылгазиева, все этапированные из ИВС прошли освидетельствование врачей санчасти. Данные о телесных повреждениях медики внесли в журнал регистрации.

Согласно записям в журнале, у Акматова Каныбека, 1982 года рождения, обнаружены синяки и гематомы выше колен левой и правой ноги, на правой лопате и на колене левой ноги. У Мамбеталиева Маданбека, 1988 года рождения, обнаружены синяки и гематомы выше колен правой ноги, на спине, в бедрах с правой стороны.

На теле Карыпбек уулу Жыргалбека, обнаружены трещина ниже колени правой ноги и гематома сзади правой ноги, у Мусаева Жээнбека, 1983 года рождения, зафиксированы синяки выше колени левой ноги и на колене правой ноги.

У Жунушалиева Рустама зафиксированы гематома диаметром 4 см выше локтя правой руки, рана на правом лице и гематома выше колени правой ноги диаметром 10 см.

Мониторинговая группа провела индивидуальную встречу с девятью из тринадцати задержанных.

Милиция верна своим «традициям»?

Несмотря на все усилия местных правозащитников и международных организаций, даже после того, как власти на высшем уровне пытаются бороться с этим злом, проблема пыток и жестокого обращения остаются главными «методами» работы правоохранительных органов. Рассказы обвиняемых по делу о самосуде над милиционерами в Нарынской области, лишний раз подтверждают это.

Рассказ Жээнбека Мусаева, 30 лет, имеет 4 несовершеннолетних детей. Старшему 5 лет. Младшим близнецам по одному годику. Задержан 21 февраля 2014 года примерно в 17 часов вечера в селе Чаек:

«…Там же начали бить по лицу, по голове. Шапку мою надели, прикрыв глаза и повезли. Когда сняли шапку, я увидел, что нахожусь в Жумгальском РОВД. Кто-то пнул меня в лицо. Из носа пошла кровь. Там находились примерно 30-40 сотрудников милиции. Спросили «ты был там?» Когда ответил «нет», сотрудники стали избивать… После меня и Маку (подельник Мусаева. — прим. ред.) привезли в РОВД, его тоже избивали. Он стал жаловаться на боли в сердце, просил, чтобы его не били, у него больное сердце. Его били меньше чем меня.

Когда стало уже темно, семерых задержанных: Жээнбека, Николая, Маданбека, Маку, Каныбека, Жээнбека и Томолока привезли в Нарын примерно в 2 часа ночи, завели в здание УВД, разделили по кабинетам.

«Меня завели в кабинет на втором этаже, там было написано «УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК». Там меня продержали до утра. На голову надевали целлофановый пакет, я терял сознание. Потом сказали, что «пакеты часто рвутся» и стали надевать противогаз. Надевают и закрывают клапан, при этом несколько сотрудников держали меня, чтобы я не бился.

Мне было особенно плохо, когда в трубку противогаза пустили дым от сигарет. Применили электрошокер в области предплечья спины. В таком состоянии я находился до 23 часов ночи 22 февраля… Нас в течение четырёх суток не кормили. 23 февраля пришел молодой парень, он сказал, что работает в прокуратуре. Фамилия его Асанов. Он видел меня, в каком я состоянии. Спросил «тебя били?», я ответил «Да».

Рассказ Каныбека Акматова, 31 год, имеет двоих несовершеннолетних детей. Явился по вызову в 10 часов утра 21 февраля в Жумгальское РОВД:

«…Сказали «жди», я ждал до 17 часов вечера. В Жумгале меня не били. Нас доставили в УВД Нарынской области примерно в 2 часа ночи. Стали допрашивать, рассказывал все как было. Но, стали избивать. Избивали в области почек, ребер, по ногам. Завалили на пол и стали пинать. Надевали целлофановые пакеты, не помню сколько раз. Много раз… Каждый раз терял сознание. Обливали водой, чтобы меня привести в чувство. То ли пакеты кончились, начали надевать противогаз.

Не помню, как меня спускали вниз УВД, похожее на подвального помещение. Все это было как во сне. Я временами терял сознание. Очнулся. Я был раздетым до трусов. Двое под руки вывели меня голого в коридор. Стоял долго, может быть час, может быть сутки. Не помню. Со мной так же как я, голыми стояли Маданбек и Николай. Меня начали пытать с помощью электрошокера.

Только после того, когда я подписал все требуемые бумаги, мне позволили надеть верхнюю одежду. Потом появился мужчина, по-моему его звали Жумабек. Я даже не знал, что он адвокат, что он будет защищать меня. Мне не дали почитать бумаги, на которых я ставил свою подпись. Трое сотрудников стояли рядом со мной и говорили, что «если не подпишешь, умрешь». Когда я подписал все бумаги, меня доставили в ИВС. 23 февраля пришел сотрудник прокуратуры, его фамилия Асанов. Я ему рассказал о том, что меня избивали, что я не виноват, меня принудили подписать бумаги. После этого меня опять вернули в подвальное помещение УВД и стали избивать. Строго предупредили меня, чтобы я не вздумал отказаться от своих показаний и не жаловался на сотрудников. После меня доставили в суд. Через четверо суток родственники передали мне еду. До этого нас не кормили. От боли не мог шевелиться».

Рассказ Рустама Жунашалиева, 24 года, холост. Задержан 26 февраля в Бишкеке и доставили в УВД города Бишкека:

«Там на втором этаже, в кабинете избивали. На двери кабинета не было никаких надписей. На мои руки надели наручники и стали избивать. В тот же день доставили в УВД Нарынской области. Примерно с 12 часов ночи до 4 часов утра избивали. Били дубинкой по стопам, положили на пол ничком и прыгали на моей спине. Я потерял сознание.

Когда пришел в себя мои руки в наручниках повесили на ручку сейфа. У меня была очень неудобная поза. Ни сесть, ни стоять я не мог. В такой позе я находился до потери сознания. Когда я пришел в себя, оказалось, что уже утро. Мне дали воду. Когда я пришел в себя, продолжали пытать. Руки мои были сзади в наручниках. Кто-то ногой встал на наручник, другой пинал в грудь. Я не мог дышать. В это время на меня надели противогаз. Требовали от меня написать, что я «выкинул в воду [пропавшего милиционера], три раза пинал». Я пять раз терял сознание. На четвертый раз я обмочился.

Я написал все то, что они требовали. После этого пришел мужчина по имени Садык, и сказал, что он адвокат. Меня с ним не оставили наедине, те, которые меня били, сели напротив меня, один из них свой кулак положил на стол и не отрывал с меня глаз. Если увижу их, наверное, некоторых узнаю…»

Рассказ Карыпбек уулу Жыргалбека, 20 лет. 21 февраля односельчанин по имени Маданбек сообщил ему, что сотрудники милиции задержали его мать и сестренку и увезли в Нарын:

«Мы поймали такси и поехали в Нарын. По дороге нас остановили сотрудники милиции. Как мы вышли из машины, нас повалили на землю и посадили обратно в такси, в котором мы ехали и доставили в Жумгальское РОВД. Там меня ударили несколько раз и били дубинкой по стопам.

На ночь вывезли в Нарын. Примерно в половине второго ночи нас доставили в УВД Нарынской области. Нас разделили по кабинетам. Я, Каныбек и Маданбек остались на первом этаже. Меня в одних брюках, босиком поставили в коридоре стоят. Пол был холодным. Сотрудников было много, все в разное время наносили удары по разным местам. Один сотрудник налил на меня воду из пятилитровой баклажки. Мне было очень холодно. Били дубинкой по стопам, надевали противогаз, снимали, когда я терял сознание. В шланг противогаза пустили дым от сигареты. Когда я стал терять сознание, они снимали противогаз, один из сотрудников пинал по голове.

…Меня и Маданбека раздели догола и вывели на улицу, положили на снег. Заставили, чтобы мы кувыркались в снегу. После нас обратно завели и в одних трусах поставили в коридоре. Я ни ходить, ни шевелиться не мог в течение двух недель. До сих пор сильно болит грудь с левой стороны, почки болят».

Рассказ Маданбека Мамбеталиева, 25 лет, холост. Задержан 21 февраля:

«Нас было двое, ехали на такси в Нарын. Когда я вышел из машины, меня повалили на землю и стали пинать в области почек, головы. Кто-то стрелял в воздух. Нас обратно привезли в Жумгальский РОВД. По дороге нам не дали поднять голову.

В здании РОВД сотрудник милиции по имени Абай стал бить меня по стопам. Надел на голову пакет красного цвета. Это повторилось раза 3 или 4. Ночью нас привезли в УВД Нарынской области. На первом этаже есть помещение похожий на подвальное, там еще висел надпись «ГУБОП». Меня завели в этот кабинет и сказали «раздевайся». Я разделся до трусов. Закрутили руки назад, надев наручники, меня положили на пол и стали надевать противогаз. Это повторялось долго. Потом меня вывели в коридор, там было холодно.

Пытки продолжались до ночи следующего дня. За этот период меня многократно выводили на улицу, валяли в снегу, обратно ставили в коридоре. Меня закопали и минут пять продержали в снегу. Когда меня завели в коридор, мою спину облили холодной водой. После поставили на мою спину большой комок снега и сказали «если уронишь снег, то будем бить». Каждый раз требовали, чтобы я сказал правду.

Каныбек стоял в коридоре, я у него спросил: «Что ты сказал, подскажи, что мне такое сказать, чтобы они перестали меня пытать», он ответил: «я был вынужден сказать, что мы одного сотрудника милиции выкинули в воду, нас грузил Адил». После этого я повторил то, что сказал Каныбек. Только тогда сотрудники позволили мне одеться.

Меня завели в кабинет Уголовного розыска и поставили на шпагат. Стоял примерно три часа. Я падал каждый раз, когда кто-то из сотрудников наносил удары или пинал. За то, что я падал, тоже избивали и требовали, чтобы я не падал.

22 февраля ночью нас привезли в ИВС Ат-Башинского РОВД. На следующий день обратно привезли в УВД Нарынской области. Меня завели в кабинет на втором этаже. Там сидели двое мужчин в гражданском, сказали, что приехали из Бишкека. Они начали пытать меня, надевали на голову противогаз. Называли это «СЛОН», в шланг пустили дым от сигареты и закрывали клапан. Я потерял сознание, очнулся, когда один сотрудник шлепал меня по лицу. Они требовали, чтобы я не менял свое показание, чтобы я показал на своего отца, что это он поджигал подсудимых. Меня принудили все написать. Один сотрудник по имени Канат сказал мне: «если скажешь мне правду, я буду тебя защищать». Я рассказал ему все как есть, но, вечером он меня завел в кабинет ГУБОП и стал избивать и надевать противогаз. Несколько раз ударили током из электрошокера по гениталиям. В последний раз я обмочился.

23 февраля нас отправили в Ат-Башы, сказали, что у них праздник. 24 февраля привезли обратно в УВД и на втором этаже избивали. Один из сотрудников сказал, что это для профилактики, чтобы мы на суде не отказались от своих показаний. Во время санкции у меня был адвокат по имени Жумабек, но он меня не защищал. 27 февраля меня доставили в СИЗО и первый раз за шесть дней меня здесь покормили».

***

Как сообщает правозащитный центр «Кылым шамы», задержанные Мусаев Жээнбек, Акматов Каныбек, Жунашалиев Рустам, Карыпбек уулу Жыргалбек и Мамбеталиев Маданбек написали заявление на имя омбудсмена Кыргызской Республики, директора Центра по предупреждению пыток и директора Центра по защите прав человека «Кылым шамы» с просьбой оказать им правовую помощь и защитить их права.

Мониторинговая группа составила акт с описанием телесных повреждений заявителей.

Адвокат Айзада Шаменова 6 марта обратилась к прокурору Нарынской области Жаныбеку Салиеву с просьбой назначить судебно-медицинскую экспертизу, провести УЗИ внутренних органов, рентген грудной клетки указанных лиц.

Адвокат также просит провести расследование на основании жалоб заявителей.

Материал подготовлен на основе материалов, представленных Центром по защите прав человека «Кылым шамы».

P.S. Язык не поворачивается сказать, но создается впечатление, что потерявшие надежду на справедливое судебное разбирательство сельчане горного региона объявили войну против собственной милиции, а отдельные сотрудники милиции приняли этот вызов…

Возможно, эти стражи порядка оправдывают свои действия «восстановлением справедливости» в отношении своих коллег, с которыми так жестоко обошлись люди в зале суда. Но ведь пытки и жестокое обращение только усиливают возмущение и ненависть к милиции сторонников погибшего, кем бы он ни был в прошлом?!

В силах ли остановить это противостояние руководство МВД и Генеральная прокуратура?

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://vof.kg/?p=13812

27.03.2014 09:27

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
25 000

кыргызстанцев принимают опиаты внутривенно

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30