В истории постсоветского Казахстана в официальной версии властей президент Нурсултан Назарбаев превозносится как человек, добившийся роста благосостояния народа в условиях сохранения гармонии межнациональных отношений. Правда, хвалебным одам достоинствам Назарбаева не удается в последнее время заглушить голоса сомнения в правильности пути развития Казахстана, являющиеся отражением растущего неравенства между богатыми и бедными, между городским и сельским населением.
Один сравнительно незначительный, но показательный инцидент имел место в январе месяце в городе Павлодаре на севере страны, где власти посадили в тюрьму молодого человека, сделавшему неприличный жест вслед автомобильному кортежу одного казахстанского чиновника. Вне чиновничьей среды этот инцидент был воспринят как следствие недовольства, ощущаемого значительной частью общества, обойденного энергетическим бумом. Такие же точно настроения стали почвой для массовых акций протеста, разразившихся в прошлом месяце в Азербайджане – другой богатой нефтью республике с сильным социальным расслоением.
В мифе о становлении Казахстана есть большая доля истины: за более чем два десятка лет пребывания Н. Назарбаева у власти страна добилась значительных экономических успехов за счет своего энергоэкспортного бума. В 2012 году в Казахстане был зафиксирован 5-процентный рост. ВВП составляет 11 357 долларов на душу населения, а среднемесячная зарплата – 670 долларов США, что по стандартам региона весьма солидно.
Однако материальное благосостояние распределяется в Казахстане далеко не равномерно: небольшая группка населения сконцентрировали в своих руках огромные богатства, тогда как многие едва сводят концы с концами. 50 богатейших людей Казахстана по версии журнала «Форбс Казахстан» стоят в общей сложности 24 млрд долларов. В списке богатых фигурируют многие приближенные к президенту, включая его дочь с зятем, а именно Динару Кулибаеву и Тимура Кулибаева (оба являются миллиардерами), его дочь Даригу Назарбаеву и внука Нурали Алиева (и та, и другой – миллионеры).
Богатые богатеют, но в стране формируется и средний класс. Типичным примером людей, считающих себя не столько богатыми, сколько обеспеченными, является 35-летняя мать четверых детей Алтыншаш Смаил, супруга успешного бизнесмена. Она благодарна Назарбаеву за предоставленную инициативным людям возможность реализовать свои мечты. «В Казахстане есть деньги, есть перспектива, – сказала она EurasiaNet.org. – Президент дал такие хорошие возможности... В Казахстане, я думаю, очень хорошее положение».
В один из недавних рабочих дней женщина отправилась пополудни за покупками в алматинский торговый центр «Есентай», открытие которого в прошлом году энтузиасты приветствовали как признак роста покупательной способности населения Казахстана.
Благосостояние сосредоточено сегодня в финансовом центре республики Алматы и ее блестящей столице Астане. Но богатство постепенно распространяется и на регионы – такие энергетические центры, как Атырау и Актобе, а также другие города на периферии.
В субботнее утро в еще одном шикарном торговом центре средь шумного Шымкента – ТРЦ «Мега» – кипела торговля. Довольные покупатели не скупились на похвалы своему руководителю. «Мне нравится президент, – говорит студентка Марго Степовая, лакомящаяся кофе с друзьями. – Он поднял Казахстан».
Однако и в Шымкенте, и в остальных местах можно услышать и другие мнения. Поселок Бадам отделяет от бутиков шымкентской «Меги» всего полчаса езды на автобусе по тряской дороге, но кажется, что находится он на другом конце света. Жители поселка слышат о благосостоянии разве что лишь по телевизору.
«Никто от голода не умирает, но это сельская местность, зарплаты низкие… и пенсии минимальные, – говорит один пенсионер по имени Марат, не назвавший своей фамилии. – Честно говоря, люди недовольны существующей властью, но они боятся об этом говорить».
Пенсионер резко отозвался о Назарбаеве, критикуя того за склонность покрасоваться на международной арене, в то время как «внутри страны люди живут на самом низком уровне».
Другой житель поселка, 60-летний сантехник Амирхан Тулеев менее склонен обвинять президента в проблемах жизни на селе. «Сами видите, мы здесь не очень-то процветаем», – говорит он, указывая на грязные, в выбоинах, улочки и ветхие домишки. Он видит в этом скорее вину коррумпированных, некомпетентных местных властей, а не первого лица государства, «видение у которого верное, но до нас оно не доходит».
Амангельды Калыбек из шымкентского молодежного общественного объединения «Призма» считает подобное отношение симптомом «кризиса доверия к [местным] властям», не решающим такие проблемы, как безработица, неудовлетворительное состояние инфраструктуры, медицинского обслуживания и отсутствие водоснабжения. Согласно опубликованному в прошлом году докладу ВОЗ/ЮНИСЕФ о санитарных условиях, по состоянию на 2010 год лишь 24 процента сельского населения Казахстана было обеспечено водопроводной водой.
Плохие условия жизни и отсутствие перспектив заставляют жителей аулов устремиться в города. «Сельская молодежь протестует ногами», – сказал EurasiaNet.org директор алматинской аналитической организации «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев. Однако в условиях жесткой конкуренции за хорошие рабочие места они рискуют пополнить ряды недовольных необеспеченных слоев городского общества.
На богатом нефтью западе Казахстана уже начали проявляться признаки неприкрытого недовольства. В 2011 году в регионе разразился наисерьезнейший за всю историю независимого Казахстана случай массовых беспорядков, когда столкновения с правоохранительными органами в пребывающем в упадке городе Жанаозен унесли жизни 15 мирных жителей. Кроме того, в регионе был зафиксирован ряд терактов, являющихся, по словам Досыма Сатпаева, «тоже формой протеста».
По словам одного железнодорожника из небольшого городка в паре часов езды от города нефтяников Актобе – где в 2011 году имел место первый в истории Казахстана теракт с участием террориста-смертника – настроения на местах «негативные». «Люди все больше не любят Назарбаева», – сказал он EurasiaNet.org по телефону на условии анонимности, сетуя на знакомые уже проблемы: коррупцию, кумовство, безработицу и высокие цены.
«Выражение протестных настроений в Казахстане довольно высоко», – отмечает Досым Сатпаев, указывая на периодически возникающие в последнее время по всей стране мелкие акции протеста, вызванные преимущественно социально-экономическими проблемами.
Оппозиция слаба, раздроблена и не может воспользоваться этими протестными настроениями, подчеркивает Д. Сатпаев, но «если политическая сила могла бы появиться, которая могла бы это мобилизовать, это было бы очень мощное оружие».
Администрация президента Назарбаева отдает себе отчет в расширяющейся пропасти между богатыми и бедными и выражает желание ликвидировать ее. В обнародованном в прошлом году стратегическом плане развития Казахстана до 2050 года задачи социально-экономического развития и повышения уровня жизни названы ключевыми стратегическими приоритетами.
Усиление социально-экономического расслоения не осталось незамеченным и богатыми, некоторые из которых потихоньку признают, что ситуация не такая уж благостная, как ее рисуют власти. Как отметила в алматинском ТЦ «Есентай» пожелавшая остаться неназванной представительница банковской сферы, Казахстан «мог бы делать больше» для малообеспеченных слоев населения.
«Знаете, не все так уж стабильно и прекрасно», – добавила она с невеселой усмешкой.
Источник: russian.eurasianet.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus