ИАЦ МГУ продолжает серию публикаций по теме последних события на Украине.
ИАЦ МГУ: Как Вы оцениваете отражение в информационном поле РК ситуации вокруг Украины?
Антон Морозов, политолог, эксперт Фонда «Мир Евразии»:
Если говорить обо всех СМИ, присутствующих на информационном поле РК, то подавляющая часть информации об украинских событиях поступала из российских телеканалов. Кроме того, ряд экспертов обратил внимание на массовую работу комментаторов на популярных новостных казахстанских ресурсах, трактующих события на Украине с пророссийских позиций.
Однако, не смотря на массовое присутствие российских СМИ в информационном пространстве РК, сформировать однозначную картину в казахстанском социуме им не удалось: общество разделилось, условно, на два больших лагеря: первый – резкая критика действий России, второй, меньший по размеру – однозначная поддержка действий России. Естественно, что часть первого лагеря предпочитала альтернативные источники информации – сайты, социальные сети и пр.
Такая полярность мнений, по всей видимости, была обусловлена тем, что казахстанцы стали примерять эту ситуацию на себя. В общем, эти события выявили ряд серьезных проблем идеологического характера, наличествующих в Казахстане.
Что касается казахстанских СМИ, то большинство из них «выдерживали паузу», ограничиваясь краткими сообщениями, которая длилась вплоть до конца декабря, пока председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности парламента Маулен Ашимбаев не принял участие в одном из наиболее рейтинговых ток-шоу на телеканале КТК. Это была первая официальная реакция Казахстана на эти события, которая уже потом была растиражирована.
Андрей Казанцев, директор аналитического центра в МГИМО:
Казахстанские элиты пытаются сохранить баланс в освещении ситуации, хотя они, с учетом многовекторной политики страны, попали в сложную ситуацию. С одной стороны, надо сохранять хорошие отношения с Россией как основным партнером по евразийской интеграции, с другой - Казахстану не хочется и портить отношения с западными инвесторами.
ИАЦ МГУ: Как Вы могли бы прокомментировать определенные критически высказывания, которые звучали и со стороны казахстанских политиков. Например, представителей депутатского корпуса? В каком ключе их можно рассматривать?
Антон Морозов: Насколько я заметил, никто из представителей депутатского корпуса, за исключением М. Ашимбаева не комментировал события на Украине и не высказывал никакой критики. Позицию М. Ашимбаева, озвученную в программе «Слуги народа», при всем желании нельзя назвать критической. Депутат очень корректно, взвешено и прагматично высказал позицию Казахстана по отношению к этому конфликту. Я полагаю, это заявление надо рассматривать как точку зрения профильного комитета парламента.
Что касается действительно критических заявлений, то назвать их авторов политиками было бы, мягко выражаясь, серьезным преувеличением, поскольку никакого влияния на принятие политических решений они не имеют.
Андрей Казанцев: В Казахстане вообще в последние годы растет национализм, направленный как против усиления позиций России, так и против усиления позиций Китая. Крымский кризис стал лишь одним из пунктов, по которому эти националистические настроения проявляются. Стоит отметить особую сдержанность руководства страны, которое соответствующие настроения не поощряет, хотя и не может их не учитывать.
ИАЦ МГУ: Может ли ситуация вокруг Украины отразиться на перспективах подписания договора о Евразийском экономическом союзе?
Антон Морозов: Не думаю, что это возможно. Скорее она будет использована Казахстаном (и, скорее всего и Беларусью) для того, чтобы выбить для себя какие-либо преференции в рамках ЕАЭС.
Андрей Казанцев: Формально, вряд ли, ведь сроки подписания договора определены заранее. Но, по сути, есть две диаметрально противоположные точки зрения. С одной стороны, многие эксперты говорят, что усилятся опасения партнеров России, связанные с ее более жесткой позицией, и это замедлит процессы евразийской интеграции. С другой стороны, некоторые полагают, что, напротив, партнерам России будет желательно побыстрее разрешить все проблемы с Москвой, чтобы не провоцировать каких-либо конфликтов.
ИАЦ МГУ: Какова будет позиция Казахстана, если кризис на Украине выйдет на новый виток обострения?
Антон Морозов: Полагаю, что точно такой же, как и сейчас – осторожное лавирование с учетом собственных интересов. Конечно, тут может быть множество вариантов: на Казахстан могут начать давить и Россия и западные партнеры, но, скорее всего, этого не случится.
Андрей Казанцев: Думаю, что Казахстан в любом случае будет пытаться удерживать определенные балансы, связанные с многовекторной внешней политикой, хотя, при определенных международных раскладах, это будет сложно.
ИАЦ МГУ: Могут ли национал-патриоты как-то использовать сложившуюся обстановку на Украине как контраргумент евразийской интеграции?
Антон Морозов: Они уже его используют. Может сложиться еще более сложная ситуация, если, например, нацпопов (национал-популистов) начнут использовать противники интеграции – страны и ТНК.
Андрей Казанцев: Уже используют, но пока руководство страны к ним не особенно прислушивается.
Правила комментирования
comments powered by Disqus