Никто так много не снимал позднюю советскую и раннюю постсоветскую Среднюю Азию, как Аббас. Можно, конечно, вспомнить еще Георгия Пинхасова, но тот в основном фокусировался на жизни бухарских евреев. У Аббаса тоже была своя главная тема – исламская община, в то же время он уделял внимание и другим сюжетам, которые считал интересными.
Особенно его удивляли старики с советскими наградами, которых он встречал во всех азиатских республиках: фотограф искренне недоумевал, почему они ими так гордятся. Даже подписи к его первым снимкам из Узбекистана и Таджикистана были примерно такими: «Люди собираются на патриотический праздник» (это о дне Победы 9-го мая). К середине 1990-х он уже вник в ситуацию и вышеприведенная фраза изменилась на «празднование победы над фашизмом».
Бухара, коммерческая фотостудия, 1987
Аббас – своего рода уникум, единственный представитель исламского мира, достигший мирового признания и всех высот своей профессии (он возглавляет агентство Magnum Photos). Иногда называют еще пару имен - англичанина Питера Сандерса и японца Казуёши Номачи, но они приняли ислам уже будучи известными фотографами.
Аббас же член мусульманского социума, что называется, изначально. Его полное имя – Аттар Аббас (в отличие от кинорежиссера Аббаса Киаростами, у него это не имя, а фамилия). Родился в 1944 году в Иране. Когда ему было 8 лет, его семья перебралась во Францию, точнее, Алжир, который тогда был ее полноценной частью.
Впоследствии Аббас рассказывал, что начал снимать во время алжирской войны за независимость, тогда же принял решение стать фотожурналистом. Сказано – сделано, и с начала 1970-х он объездил множество войн, локальных конфликтов, «горячих точек» и революций. «Первая война, на которую я поехал, это была война в Бангладеш в 1970 году, в которой я увидел отголоски войны во Вьетнаме», - вспоминал он.
Бухара, 1987. Поднятые руки с пятью пальцами, символизирующими пять принципов ислама, устанавливаются над могилами святых
Затем последовали Биафра (провинция, попытавшаяся отделиться от Нигерии в конце 1960-х, в ходе подавления восстания погибли от 1 до 3 миллионов человек), Северная Ирландия, Вьетнам, Чили, Куба, Южная Америка, ЮАР.
В конце 1970-х Аббас вернулся в Иран, намереваясь отразить стремительную модернизацию и вестернизацию страны, осуществляемую на основе нефтяного бума ориентированным на Запад шахом Мохаммедом Резой Пехлеви.
Этот масштабный замысел был прерван не менее масштабными событиями: начавшейся в 1978 году антишахской революцией, которую он снимал в течение двух лет. После публикации своих фотографий Аббас 17 лет не рисковал показываться в Иране. Событиям в этой стране посвящена его книга «Иранский дневник 1971-2002».
«В некотором смысле, это была и моя революция. По крайней мере, на первых порах, до тех пор, пока революционное движение окончательно не сосредоточилось в руках религиозных лидеров», - говорил он в одном из интервью.
Бухара, 1987. Студенты медресе Мир Араб (единственного действующего медресе в Советском Союзе)
Во второй половине 80-х Аббас обратил пристальное внимание на усиление позиций ислама по всему миру. С 1987 по 1993 год он посетил 29 стран от китайского Синьцзяня до Марокко. В 1994 году вышел его фотоальбом «Аллах Акбар: путешествие сквозь воинствующий Ислам», привлекший к себе особенно сильное внимание после террористических актов 2001 года в США.
Впоследствии Аббас затратил годы жизни на фотоисследования других мировых религий.
В 1990-е он объездил полмира, чтобы запечатлеть христианские общины, их обряды и ритуалы во Франции, Ирландии, России, США, ЮАР, Израиле и других странах. Итогом его усилий стала изданная в 2000 году книга «Лица христианства: Фотографическое путешествие».
В том же году он приступил к проекту об анимизме, вере в одушевленность природы, который закончил в 2002-м. С 2008 по 2010 годы занимался буддизмом, а в настоящее время работает над аналогичным проектом об индуизме.
2009-й год ознаменовался выходом его нового фотоальбома «Во имя кого?». Серия из 172 снимков показывает как жизнь людей определяется господствующими в их странах религиозными течениями. Альбом многообразен и каждый может интерпретировать его по-своему. На мой взгляд, он о том, как религии разобщают человеческие культуры, подпитываясь фанатизмом своих последователей, а также о закрепощении общества самой темной его частью.
P.S. Размещенные здесь фотографии взяты с сайта агентства Magnum Photos, полноправным членом которого Аббас стал в 1985 году.
***
Бухара, 1987. Студенты медресе Мир Араб смотрят выступление Горбачева (сзади Шеварднадзе)
Самарканд, 1987
Самарканд, 1987. Кладбище Шах-и-Зинда
Самарканд, 1987. Кладбище Шах-и-Зинда. Могила солдата, погибшего в Афганистане
Самарканд, 1987
Самарканд, 1987
Самарканд, 1987
Ташкент, 1987. Площадь Ленина (ныне площадь Независимости)
Ташкент, 1987. Мужчины за столом на традиционной узбекской свадьбе
Ташкент, 1987. Женщины за роскошным ужином на традиционной узбекской свадьбе
Хива, 1987
Хива, 1987
Хива, 1987
Туркменистан, Ашхабад, 1987
Ашхабад, факультет математики госуниверситета, 1987
Туркменистан, совхоз "Ленинский путь", занятия по НВП
Таджикистан, Душанбе, 1987
Душанбе, 1987. Русский и мусульманский ветераны Второй Мировой войны на праздновании дня Победы
Таджикистан, Душанбе, 1987
Душанбе, 1987. Студенты-медики ассистируют в мединституте
Таджикистан, 1987. Старики на молитве в мечети Маулоно Якуба Чархи
Таджикистан, 1987. Совхоз "Россия", сборщицы хлопка
Киргизия, Фрунзе, 1987 (ныне Бишкек)
Фрунзе, 1987
Фрунзе, 1987. Государственный музыкальный колледж
Фрунзе, 1987
Фрунзе, 1987. На молитве в городской мечети
Таджикистан, Душанбе, 1990
Душанбе, 1990
Душанбе, 1990. Школа изучения Корана для детей при мечети
Таджикистан, 1990. Кази (глава мусульман) Ходжи Акбар Тураджонзода - молодой, активный мулла в Душанбе, член Верховного Совета республики (будущий лидер таджикских исламистов во время гражданской войны)
Душанбе, 1990. Дети изучают Коран
Душанбе, 1990. Таджикская свадьба - два брата женятся в один день
Бухара, 1993. Медресе Мир Араб
Бухара, 1993. Студент медресе Мир Араб
Бухара, 1993. Медресе Мир Араб
Бухара, 1993. Студенты медресе Мир Араб
Студент медресе Мир Араб, 1993
Бухара, 1993
Бухара, 1993. Медресе Джуиборий Калон, школа изучения Корана для женщин
Школа по изучению Корана возле Самарканда, 1993
Медресе имама Аль-Бухари близ Самарканда, 1993
Душанбе, 1993. Русский генерал А.Шишлянников, министр обороны Таджикистана
Душанбе, 1993. Празднование Дня Победы над нацизмом. Второй слева - президент Эмомали Рахмонов
Душанбе, 1993. Новобранцы
Таджикистан, Душанбе, 1993
Душанбе, 1993. Правительственный солдат, раненый в бою с исламистами за контроль над столицей зимой 1992 года
1993, солдат после гражданской войны
Таджикистан, 1993. Проправительственный ополченец
Таджикистан, Парвар, 1993. Правительственная милиция патрулирует афганискую границу, откуда проникают исламисты
Таджикистан, Парвар, 1993. Правительственная милиция патрулирует афганискую границу, откуда проникают исламисты
Куляб, 1993. Портрет Лангари Лангариева (основатель Кулябского ополчения самообороны, затем Народного фронта), убитого во время гражданской войны, в его школе
Таджикистан, Шогара, 1993. Лагерь беженцев за пределами сельской мечети, после гражданской войны 1992 года
Таджикистан, Шогара, 1993. Лагерь беженцев за пределами сельской мечети, после гражданской войны 1992 года
Таджикистан, Шогара, 1993. Лагерь беженцев за пределами сельской мечети, после гражданской войны 1992 года
Таджикистан, Шогара, 1993. Лагерь беженцев за пределами сельской мечети, после гражданской войны 1992 года
Таджикистан, Шогара, 1993. Дети рисуют сцены войны
Таджикистан, Куляб, 1993. Проправительственный мулло Хайдар (Хайдар Шарипов) с телохранителем
Таджикистан, Гиссар, 1993 Похоронная процессия по пути на кладбище для погребения брата верховного муфтия Таджикистана
Таджикистан, Кумсангир, 1993. Милиция из Куляба возле афганской границы
Таджикистан, Кумсангир, 1993. Девушки подготавливают поле под посевы хлопчатника
Таджикистан, Колхозабад, 1993. Традиционная игра бузкаши, всадники носят русские танкистские шлемы
Правила комментирования
comments powered by Disqus