Официальная пропаганда Туркменистана целенаправленно и настойчиво создает образ благополучной, зажиточной и безопасной для всех страны, причем обязательно подчеркивается туркменский нейтралитет. Однако, за этими словами иногда скрываются самые мрачные тайны.
Официальный нейтралитет вовсе не помеха для Туркменистана участвовать в самых запутанных и самых зловещих операциях, связанных с созданием оружия массового поражения. Закрытый характер страны, практически неограниченная власть президента, полный контроль над обществом и средствами массовой информации создают самые благоприятные условия для теневых операций с сырьем и компонентами оружия массового поражения, в частности, ядерного оружия. К тому же, Туркменистан граничит со странами, подозревамыми в создании ядерного оружия (Иран), а также со странами, через которые сырье и компоненты легко могут попасть в любую другую страну, где ведется разработка ядерного оружия.
Начнем с того, что в Туркменистане есть месторождения урана — Кызыл-Кая, которое разрабатывалось еще во времена создания первой советской ядерной бомбы. Хотя везде указывается, что это месторождения якобы законсервировано и даже заброшено, тем не менее, туркменские правозащитники раздобыли информацию о том, что в городе Гызылгая, рядом с этими урановыми рудниками, до сих пор существует особая зона, где содержатся особо опасные заключенные, в том числе и политические.
Из других источников известно, что в конце 1990-х годов большой интерес к урану в Кызыл-Кая проявляли какие-то арабы, которые организовали проведение геологоразведочных работ. В то время арабские компании вели большие строительные проекты по всему Туркменистану, и в начале 2000-х годов арабы даже потеснили турок из строительной сферы. Каких-либо конкретных данных об итогах этих геологоразведочных работ на уран так и не появилось и вряд ли арабские и туркменские участники этого дела заинтересованы в рассказах о своих успехах. Также интерес к этим месторождениям урана проявлял Иран. Эксперты по ядерному оружию в 2002 году указывали, что Иран может использовать уран из этого месторождения для своей ядерной программы, поскольку его собственные урановые рудники еще не были готовы. Заявление о том, что Иран будет добывать и обогащать уран прозвучало в феврале 2003 года. Иран явно искал зарубежных месторождений урана и возможностей покупки уранового концентрата. Поскольку в то время уже было достаточно хорошо известно о том, что в бывшей советской Центральной Азии есть и уран и необходимые производства, то логично предположить, что наибольшие усилия иранцы сосредоточили на соседних странах.
Однако, просто так взять и приобрести уран или концентрат не так-то просто, в свете весьма тщательного международного контроля. В начале 2009 года в печать просочилась информация о секретном соглашении между Ираном и Казахстаном на покупку 1350 тонн уранового концентрата, и в результате чего сделка расстроилась, а Казахстан вынужден был всячески откреститься от этого. Небольшая утечка информации явно испортила всю сложную работу, практически завершенную. В свете этой проблемы Туркменистан — очень удобная страна для секретного сотрудничества. Правительство и чиновники будут молчать, а если до информации докопается какой-то журналист или правозащитник, то его самого отправят добывать этот самый уран, так сказать, для личного знакомства с проблемой. И есть один момент, который может косвенно подтверждать это. Строящаяся железная дорога из Туркменистана в Иран проходит как раз через этот самый городок Кызыл-Кая. Это часть транзитной магистрали, соединяющей Казахстан, Туркменистан и Иран, и после ее достройки по ней пойдет поток грузов, в которых затеряются неприметные бочки, набитые урановой рудой.
Вообще, радиоактивная биография Туркменистана оказывается более богатой, чем принято считать. В этой замечательной, изолированной от всего мира стране есть не только урановое месторождение и особый лагерь заключенных при нем, но и радиоактивные отходы. В 2008 году, например, стало известно, что представители Евросоюза и США ведут в Ашхабаде переговоры о строительстве в Туркменистане, посреди Каракум, хранилища для радиоактивных отходов. Судя по сумме расходов в 1,3 млрд. долларов, это был громадный проект — гигантская по своим размерам «ядерная свалка» (насколько это выражение применимо к оборудованным хранилищам радиоактивных отходов). Туркменская сторона полностью все это поддерживала: «Огромная территория все равно пропадает, никогда не будет использоваться, а так хоть людям пользу принесет…», — говорил один из чиновников. Несмотря на то, что потом были опровержения этой информации, тем не менее, нельзя сказать, строится оно или нет. Строительных работ в пустыне хватает, достаточно вспомнить строительство Транскаракумской дороги или строительство гидросооружений и каналов озера «Алтын Асыр» в центре Каракум. Среди вновь возникших объектов вполне может уже появиться малозаметный бетонный бункер — «дом безмолвной смерти».
Да впрочем, в Туркменистане вполне могут быть и настоящие «ядерные свалки». Одна из проблем атомной энергетики — это утилизация высокорадиоактивной воды, остающейся от переработки отработанного ядерного топлива. В некоторых странах стали строить специальные хранилища для глубокого геологического захоронения, но в большинстве европейских стран против любых хранилищ отходов. Раньше радиоактивную воду просто выливали в океан, но теперь это невозможно из-за вездесущих экологов. Зато в Туркменистане, в условиях закрытости, секретности и отсутствии экологов, вполне можно захоранивать радиоактивные отходы с минимальными затратами. Пара экскаваторов и бульдозеров, контейнеры укладываются в котлованы, выкопанные посреди пустыни, засыпаются песком и скоро ветер заметет все следы, так что и места не найдешь. Подобный способ захоронения вполне может практиковаться, хотя подтверждений этому не появлялось.
В общем, радиоактивных пятен у Туркменистана оказывется более чем достаточно. Но самое главное, закрытость страны и отсутствие достоверной информации оставляет сильное сомнение в том, что Туркменистан не ведет ни с кем секретного сотрудничества, никого не снабжает сырьем для производства начинки ядерных зарядов, не принимает и не захоранивает как попало радиоактивные отходы. И официальные уверения не помогают — все равно проверить нельзя. Между тем, радиоактивного загрязнения и так в странах Центральной Азии хватает, есть они и в Прикаспийском регионе, достаточно вспомнить атомные объекты Актау, и если Туркменистан проводит тайные манипуляции с радиоактивными материалами, это может угрожать экологии всего региона.
Правила комментирования
comments powered by Disqus