С 7 апреля по ряду причин в России вводится запрет на поставку говядины из Австралии. Вкупе с ранее введёнными ограничительными мерами на поставки австралийской мясной продукции это расширяет возможности для присутствия казахстанских производителей в данном сегменте рынка. Знаменитая тема окорочков, поступающих в Российскую Федерацию из Америки, в контексте сегодняшних событий также открывает новые возможности для предпринимателей Казахстана. В случае продолжения санкций США в отношении РФ российская сторона может закрыть данный и иные каналы партнёрства, и тогда у казахстанских производителей, в частности, птицефабрики «Казросбройлер» в районе Чунджи Алматинской области, появится серьёзный стимул увеличить объёмы работ и поставки в Россию.
В негативных на первый взгляд процессах есть плюсы, один из которых – освобождение отдельных ниш на российском рынке производства и сбыта продукции. Ведь проблема казахстанских предпринимателей сегодня, в том числе в рамках Таможенного союза, не столько в качестве и конкурентоспособности их продукции, сколько в занятости основных сегментов российского рынка. Условно говоря, собираются казахстанские производители поставлять мясо на российский рынок и сталкиваются с тем, что у местных продавцов аналогичной продукции заключены контракты с Европой, Америкой, Австралией, и они реально не готовы менять поставщика. А в нынешних условиях кто нам мешает, тот нам и поможет.
К слову, на недавней конференции в Казахстанском институте стратегических исследований был приведён очень показательный пример. На момент распада СССР и создания СНГ ВВП Казахстана составлял 30 млрд долларов, Украины – 90 млрд дол. В 2012 году этот показатель в вашей республике был 202 млрд долларов, Украины – 176 млрд долларов. За 20 лет существования независимая Республика Казахстан сумела увеличить объём ВВП в 6 с лишним раз. Беларусь к 2012 году сумела увеличить показатель ВВП на 331%, Россия – на 366%. Анализ показателей 2009 года, когда после экономического кризиса рухнули ВВП стран СНГ и 2012 года, когда страны условно восстановились, также показал близкие точки роста в странах-участницах Таможенного союза. Если сравнивать ВВП Казахстана и Украины, за указанный трёхлетний период ВВП на душу населения в вашей стране возрос на 174 %, в России – на 166%, а в Украине – всего на 150%. Разумеется, высокие показатели нельзя приписывать исключительно интеграции в рамках Таможенного союза, но этот процесс позволяет кооперироваться на внутренних рынках при угрозах со стороны рынков внешних.
Противники Таможенного союза апеллируют к стагнации показателей товарооборота между тремя странами. В 2010 году между Россией и Казахстаном были сняты таможенные границы, и период 2011–2012 годов показал рост товарооборота на 25–30%. В 2013 году рост товарооборота в таких темпах прекратился, фактически оставшись на том же уровне. Но товарооборот не может каждый год расти – для этого должны создаваться новые условия.
С января 2014 года вступило в силу соглашение о равных условиях участия предпринимателей из стран-участниц Таможенного союза в госзакупках. Эта мера увеличит интенсивность участия бизнес-сообщества в тендерах. Учитывая колоссальный рынок госзакупок России и на фоне сегодняшних глобальных переориентаций – это ещё одна возможность для казахстанских предпринимателей положительно решить вопросы увеличения поставок своей продукции в РФ.
Определённые трудности вхождения на рынки сбыта у партнёров по Таможенному союзу, конечно, имеются. В частности, на рынок алкогольной продукции России. Условия работы в данном сегменте рынка сами по себе жёсткие, выделяется небольшое количество лицензий на реализацию алкогольной продукции. И даже местным российским компаниям сложно пробиться на этот рынок.
Как представитель Торгово-промышленной палаты России, постоянно взаимодействующий с предпринимателями двух стран, могу сказать: жалоб к родному правительству у российского бизнеса больше, чем у казахстанских коллег, которые находятся в более выгодном положении благодаря созданным в Казахстане либеральным условиям ведения бизнеса. Это и введённый с 2014 года мораторий на проверки бизнеса, и упрощённая процедура открытия предприятий, и щадящие ставки налогообложения. Подсчёт показал, что производство аналогичной продукции в РФ и в РК только за счёт размера налогов даёт казахстанскому предпринимателю преимущество в рентабельности порядка 18%.
Торгово-промышленная палата РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей на встречах с президентом России всегда подчёркивают, что нужно создавать более мягкие условия для российского бизнеса, который всё больше уходит в Казахстан. Данные статистики РК говорят о том, что на 2013 год в Казахстане зарегистрировано около10 тыс. представительств и предприятий с участием российского капитала. 5 лет назад эта цифра составляла 4 тыс. Войдя в Казахстан, российское предприятие становится казахстанским налогоплательщиком, а это фактически является российскими инвестициями.
Россияне тоже говорят, что Казахстан защищает свой внутренний рынок. Тот же сертификат СТ КЗ давал преимущества вашим предпринимателям при участии в госзакупках на 10, а то и 20% . И наши бизнесмены тоже жаловались на то, что не могут по этой причине конкурировать с казахстанскими коллегами при участии в государственных закупках.
Взаимные претензии были, есть и будут. Понятно, что российское, белорусское и казахстанское правительства будут защищать своих производителей – это их обязанность. Другое дело, что при принятии документов Таможенного союза были допущены пробелы. Разработчики вполне могли пролоббировать интересы определённых кругов, но статус-кво можно восстановить, ведь законодательство – не догма.
Следующим этапом интеграции наших стран должен стать Евразийский экономический союз (ЕЭС). В идеале, на мой взгляд, следовало бы принять государственную программу Таможенного союза, объединяющую финансовые возможности российских и казахстанских предпринимателей и опыт менеджеров Беларуси – лидера Таможенного союза по производству товаров несырьевого сектора. Открытие совместных предприятий уже в рамках ЕЭС выгоднее всего на территории Казахстана, рядом с которым находятся рынки трудовой рабочей силы. Подобная программа позволит предприятиям трёх стран создавать производства по единым правилам и производить обмен возможностями.
Что касается прогнозов дальнейшего развития Таможенного союза, то вопросы его расширения и введения единой валюты не должны стоять в ближайшие 5 лет. Мы видим, к чему привело торопливое расширение Европейского союза. В 1995 году в составе ЕС было 17 развитых стран. К 2002 году в союз было принято 12 членов из числа стран экономической взаимопомощи. И с момента их вступления у ЕС начались проблемы. Мощные экономки Франции, Германии и других лидеров были вынуждены дотировать эти страны. Если такие сильные европейские страны не смогли поддержать новых членов, то что говорить о нас. Таможенный союз должен укрепиться, выстроить чёткую систему внутренних отношений и занять уверенную позицию на внешнем уровне. На международной арене пока не все признают наше объединение, Европейский союз не заинтересован в усилении Таможенного союза и пока стремится взаимодействовать с каждой страной отдельно. Нужно исходить из практических соображений: расширение Таможенного союза должно быть выгодно для каждой страны-участницы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus